Днепропетровский Клуб Велосипедистов

ВЕЛОСИПЕД => Общая про велотехнику => Тема начата: YurMS от 10 Июля 2011, 09:56:09



Название: Нетрадиционная веломеханика
Отправлено: YurMS от 10 Июля 2011, 09:56:09
ДВУХКОМПОНЕНТНАЯ СМАЗКА

Автор: Веломеханик (http://velomechanic.ru/math/notrad/dc_lub/dc_lub.htm)



            В велосипедный мир самогустеющая смазка, или, правильнее её назвать двухкомпонентная, пришла из мира мотоциклетного. Как и многие технические решения. Идея этой смазки достаточно проста и оригинальна. Известно, что густой смазочный материал с малой текучестью имеет высокое сопротивление к вымыванию водой, хорошо удерживается на металле.

Некоторые густые (консистентные) смазки обладают полезным свойством – восстанавливают микроповреждения на поверхности деталей. Достигается это за счёт специальных химических присадок.
Однако, слабая текучесть такой смазки сильно затрудняет смазывание труднодоступных мест, таких, например, как внутренние поверхности втулок цепи. Существует древний проверенный способ смазки цепи густыми смазочными материалами, типа солидол. Снятую с велосипеда, чисто вымытую цепь, проваривают в густой смазке. От нагрева до температуры кипения, такая смазка разжижается и проникает во все зазоры между деталями цепи. Способ, безусловно, хорош. Но уж очень трудоёмок. Нужно не только снять, а затем установить обратно цепь, а ещё и очистить её от излишней смазки, что тоже не так уж просто.
            Если же консистентную смазку растворить в жидкости-носителе, не разрушающей молекулярную структуру смазочного материала и обладающей свойством быстро и без остатка испаряться, то получится та самая двухкомпонентная смазка. Обладая высокой текучестью, раствор смазки в носителе проникает в самые труднодоступные места. Затем носитель испаряется, а смазка приобретает свою первоначальную густоту. Именно так и работают смазки промышленного производства. Обычно, они помещаются в аэрозольные баллончики. Такой способ фасовки двухкомпонентной смазки обусловлен высокой летучестью (испаряемостью) носителя. В любой другой таре смазка не хранилась бы долго.
            Неудобство использования аэрозоли понимается сразу после первого применения. Содержимое баллончика обильно смазывает всё вокруг, помимо того, что действительно нужно смазать. Встречаются двухкомпонентные смазки и во флаконах. Видимо, для того, чтоб обеспечить длительное хранение смазки во флаконе, в её составе применён носитель с низкой степенью летучести. На практике не было замечено сильного изменения густоты таких смазок.
            Несмотря на кажущуюся сложность и недоступность, технология изготовления двухкомпонентной смазки достаточно проста. Настолько проста, что пользоваться ею можно даже в домашних условиях. Конечно же, в аэрозольный баллон в домашних условиях смазку не упаковать, да в этом и нет необходимости. Достаточно просто приготавливать небольшое количество раствора непосредственно перед использованием. Как следует из сказанного выше, для изготовления смазки нам понадобятся два компонента: сама смазка и носитель для неё. В качестве основы можно взять густую смазку типа ЦИАТИМ или ЛИТОЛ. Можно воспользоваться их импортными аналогами. В качестве же носителя хорошо подходит очищенный бензин, что используется для заправки зажигалок. Самые хорошие результаты в качестве носителя, как это ни странно, показала жидкость для очистки дисковых тормозов. Автором использовался очиститель «R.S.P. Brake cleaner». Однако, удивительного тут ничего нет, поскольку эта жидкость представляет собой тот же бензин высокой степени очистки.
            Для приготовления самогустеющей смазки необходимо взять одну часть основы и две части носителя. Поместите смазку-основу в небольшую стеклянную ёмкость с широким горлышком, например, пузырёк от таблеток. Залейте требуемое количество носителя. Перемешивайте смазку при помощи зубочистки, либо другого подходящего предмета. Не перемешивайте взбалтыванием – смазка будет растворяться медленно, а вот носитель от взбалтывания быстро испарится. Готовый раствор следует сразу заправить в одноразовый шприц подходящего объёма. Материал шприца устойчив к действию масел и бензина, поэтому опасаться его разрушения не следует. Кроме того, смазка, загустевшая внутри иглы, надёжно защищает содержимое от испарения.
            Применять полученную смазку можно в самых разных узлах велосипеда. Она отлично подходит для смазки цепи. Наносить смазку на втулки цепи можно прямо из шприца, при этом, смазка не расходуется понапрасну, легко затекает внутрь втулок и хорошо удаляется с поверхности ветошью. Такая смазка отлично работает в рубашках тросиков, глубоко проникая внутрь. Заливать смазку в рубашки тросиков следует, предварительно сняв колпачок с конца рубашки.

 


Название: Re: Нетрадиционная веломеханика
Отправлено: YurMS от 10 Июля 2011, 09:59:35
предлагаю здесь обменивается ноу-хау из серии "не понесу денег в сервис..или очумелые ручки.."