№1. Велотуризм - это спорт. Федерация Спортивного Туризма Украины (ФСТУ).
Нормативы спортивного велотуризма. Категория велопохода.

Привет, всем, кто заглянул на эту страницу! Теперь каждую среду на странице ВелоШкола будет освещаться новая тема. Зима пролетит быстро и уже в марте или мае мы встретимся в реальном велопоходе по Украине в Карпатах или Израиле.

Велосипедный туризм - это такой же вид спорта как, например, велоспорт, футбол или авторалли... но, к сожалению, относится к неолимпийским видам спорта.

Основным видом в спортивном велотуризме являются спортивные велопоходы (СП). Участвуя в спортивных велопоходах, повышая их сложность от 1-й категории сложности (к\с), до велопохода высшей к\с - 6-й, можно выполнить норматив и заслужить звание Мастер спорта Украины, стать Инструктором (Старшим инструктором) велосипедного туризма.

Отличие от ближайшего к велотуризму вида - велоспорта, состоит в том, что в велотуризме другие нагрузки и цель прохождения дистанции. Велотуризм вобрал в себя, как элементы многодневной велогонки в велоспорте, так и элементы многодневного авторалли в автоспорте - движение по маршруту используя карту и легенду. Другими словами Спортивный Велотуризм - это многодневное командное велоралли.

СТАРТ в этом велоралли - это посадка в плацкартный вагон поезда или погрузка в самолёт (если район проведения велопохода находится вдали от дома). Уже с этого момента начинается борьба (поверьте, это не преувеличение) всей группы, во главе с инструктором-руководителем, за успешное прохождение маршрута. Борьба эта ведётся в отрыве от столовых, веломастерских, мягких постелей, а в сложных велопоходах и без магазинов, источников воды (например в тайге, пустыне или высоко в горах). В таких условиях очень важна дисциплина и слаженность действий всех участников велопохода.
Выгрузка из поезда, регулировка велосипеда, крепление велорюкзаков со снаряжением в котором находится всё, что необходимо путешественнику удалившемуся от всех благ цивилизации: дом-палатка, постель-спальник, столовая-котлы, веломастерская...
Далее дорога идет от одного города к другому, от одного села к другому, от ориентира к ориентиру, от одного родника к следующему... Дорога эта бывает разнообразная: от хорошего асфальта, до грунтового лесного просёлка, пешеходной туристской тропы и даже езда просто по азимуту, прохождение ледников и речек вброд, а также многих других препятствий которых не встретишь просто катаясь по городу.

По маршруту группа движется с остановками - через каждые 30-40 или 50 минут, отдых 15-20 минут и снова в дорогу. Интенсивность физических нагрузок в велотуризме ниже чем в велоспорте и поэтому велотуризмом может заниматься практически любой здоровый человек в возрасте от 14-ти и более лет.

На обед группа останавливается, как правило, в живописном месте, разводится костёр для чая, завхоз выдаёт дежурным продукты и после отдыха группа снова движется по маршруту. Вечером выбирается место для установки палаток рядом должна быть вода, река или море для купания. Разводится костёр, ставятся котелки с водой для приготовления дежурными вечернего супа и чая. Распаковываются велорюкзаки, устанавливаются палатки, выкладываются коврики, спальники и другое личное, и общественное снаряжение. После плотного ужина - посиделки у костра, задушевные разговоры о велосипедах, велопоходах, о жизни, о вечном... А утром, завтрак, сборы - весь распакованный лагерь укладывается в велорюкзаки и - снова в путь.

На маршруте группа движется плотно, - в пределах видимости, а отстающих ждут. Если требуется помощь её оказывет вся группа, механик, доктор.

На маршруте можно останавливаться в живописных местах, любоваться природой и отдыхать. По пути посещаются различные достопримечательности, которыми так богата наша Украина, особенно Карпаты. Велотуризм - это умеренные, нагрузки в сочетании с эмоциональным восприятием красоты природы.

Спортивный велотуризм входит, наряду с другими видами туризма (пешеходным, водным, горным, авто-мото, парусным, спелео, лыжным), в Федерацию Спортивного Туризма Украины - ФСТУ (сайт ФСТУ). Почти в каждой области Украины существуют областные Федерации Спортивного Туризма которые занимаются развитием спортивного туризма. В областных федерациях работают комисси по всем видам спортивного туризма а также районные, городские, ведомственные клубы туристов. В них можно обратиться, чтобы узнать о существующих секциях велотуризма в даном регионе.

Как и в любом виде спорта, обучение проходит от простого к сложному. Сложность велопохода определяется категорией - их шесть.

Сначала идут некатегорийные велопоходы - ( н\к ), они практически не регламентируются и предназначены для освоения общетуристской техники.

Далее идет Первая категория сложности - ( 1 к\с ) для начинающих. Именно к такой "единичке" мы и постараемся вас подготовить на этих занятиях. Потом, по мере возрастания километража и сложности, - Вторая ( 2 к\с), Третья ( 3 к\с), Четвертая ( 4 к\с), Пятая (5 к\с) и Шестая ( 6 к\с). В таблице, взятой из "Методики категорирования походов в велотуризме" приведены: километраж, количество ходовых дней и характеристика препятствий. Так же используется "Перечень категорированных походов" по всем видам, включая и велотуризм.

Вид велосипедного похода - путешествия

Протяженность, - L, км. (не менее).
Количество ходовых дней велопохода - Т(рекомендованная) дн.*

Темп движения. Характеристика препятствий
Участники
Н \ К (некатегорийные велопоходы)
От 250 км с продолжительностью от 3 до 28 дней
отдыхающий, оздоровительный
все желающие

КАТЕГОРИЙНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ВЕЛОПОХОДЫ:

.
В равнинной местности
В горной местности
.

1 к\с

(категории сложности)

250 км - 6 дней (+1 дневка)*
Не регламентируется
Не регламентируется
все желающие
.
.
.
.
..

2 к\с

400 км - 8 дней (+1-2 дневки)*
Не менее 150 км г\д. При отсутствии г\д > 800 км
Не менее 75 км г\д Н=2.000м. При отсутствии г\д Н = 4.000м
прошедшие велопоход 1-й к\с **
.
.
.
. .

3 к\с

500 км - 10 дней (+2 дневки)*
Не менее 200 км г\д, полевых и лесных троп. При отсутствии этих препятствий >1000 км
Не менее 100 км г\д, Н= 4.000 м. При отсутствии г\д Н = 7.000 м
прошедшие велопоход 2-й к\с **
.
.
.
.
.

4 к\с

600 км - 13 дн. (+2-3 дневки)*
Не менее 300 км г\д, полевых и лесных троп. При отсутствии этих препятствий > 1200 км
Не менее 150 км г\д, Н = 7.000 м При отсутствии г\д Н = 10.000 м
прошедшие велопоход 3-й к\с **
.
.
.
.
.

 

700 км - 16 дней (+3 дневки)*
Не менее 400 км г\д с песчаными или заболоченными участками, лесных буреломов с преодалением водных преград вброд
Не менее 200 км г\д, Н = 10.000 м. При отсутствии г\д Н = 15.000 м
прошедшие велопоход 4-й к\с **
.
.
.
.
.

6 к\с

800 км - 20 дней (+4 дневки)*
Не менее 500 км труднопроходимых дорог с заболоченными и песчаными участками, лесных буреломов, преодаление речек с наведением не менее одной переправы
Не менее 250 км г\д, Н = 12.000 м, прохождение не менее одного категорийного пер. 1-А или реки с наведением переправы. При других условиях - Н = 20.000м
прошедшие велопоход 5-й к\с

* - допускается уменьшение ходовых дней "Т рекоменд." до 4-х дней в велопоходах 1 к\с, а для велопоходов 2-6 к\с - до ("Т рекоменд."+1 день) продолжительности велопохода предыдущей к\с;

** - 30 % участников может иметь опыт на одну категорию ниже;
г \ д - грунтовые дороги;
Н - суммарный набор высоты за весь поход;
- количество дней отдыха составляет примерно 20% от числа ходовых дней;
- не менее 50% ночевок для велопоходов всех к\с должно проводиться в полевых условиях.

Отдельной группой, вне классификации, проводятся велосипедные Походы Выходного Дня ( Вело-ПВД ). Это одно-двух дневные тренировочные велопоходы протяженностью от 40 до 150 км. Их маршруты прокладываются, как правило недалеко от места жительства и служат для тренировок.

Велопоход 1-й к\с протяженностью примерно 260-350 км прокладывается по равниной части Украины, это может быть и Крым (Арабатская стрелка, Керченский полуостров, полуостров Тарханкут). В основном по асфальту, но можно и подальше от дорог с интенсивным ддвижением. В день необходимо проезжать 45-50 километров. К 6-ти основным дням движения можно добавить 1 день отдыха (днёвку), которая планируется в хорошем месте , где можно отдохнуть и покупаться в море. >>Пример велопохода 1 к\с>>

ФИНИШ в велотуризме - это когда все возвращаются домой усталые, но счастливые. Общими усилиями делается отчёт о пройденном маршруте. Он подается на рассмотрение в Маршрутно-квалификационную комиссию (МКК) и она этот велопоход засчитывает - всем участникам выдаются именные Сертификаты (справки). Для повышения своего разряда необходимо участвовать в более сложных категориях и иметь опыт руководства велопоходами.

Но не обязательно стремиться к разрядам. Порой достаточно сходить в один велопоход чтобы навсегда покориться власти дороги - "Что там, впереди, за поворотом"? - чувству преодоления пути, собственного совершенствования и прохождения маршрута: - "Я это сделал!"
Вопросы по программе ВелоШколы можно задать на ФОРУМЕ ДнепроВелоКлуба
До среды! Старший инструктор велосипедного туризма Дмитрий Певцов

Аналогичная Велошкола проводится в Киеве здесь