Привет, всем, кто заглянул на эту страницу! Теперь каждую среду на странице ВелоШкола будет освещаться новая тема. Зима пролетит быстро и уже в марте или мае мы встретимся в реальном велопоходе по Украине в Карпатах или Израиле.
Велосипедный туризм - это такой же вид спорта как, например, велоспорт, футбол или авторалли... но, к сожалению, относится к неолимпийским видам спорта.
Основным видом в спортивном велотуризме являются спортивные велопоходы (СП). Участвуя в спортивных велопоходах, повышая их сложность от 1-й категории сложности (к\с), до велопохода высшей к\с - 6-й, можно выполнить норматив и заслужить звание Мастер спорта Украины, стать Инструктором (Старшим инструктором) велосипедного туризма.
Отличие от ближайшего к велотуризму вида - велоспорта, состоит в том, что в велотуризме другие нагрузки и цель прохождения дистанции. Велотуризм вобрал в себя, как элементы многодневной велогонки в велоспорте, так и элементы многодневного авторалли в автоспорте - движение по маршруту используя карту и легенду. Другими словами Спортивный Велотуризм - это многодневное командное велоралли.
СТАРТ в
этом велоралли - это посадка
в плацкартный вагон поезда или погрузка в самолёт (если район проведения велопохода
находится вдали от дома). Уже с этого момента начинается борьба (поверьте,
это не преувеличение) всей группы, во главе с инструктором-руководителем, за успешное прохождение
маршрута. Борьба эта ведётся в отрыве от столовых, веломастерских, мягких
постелей, а в сложных велопоходах и без магазинов, источников воды (например
в тайге, пустыне или высоко в горах). В таких условиях очень важна дисциплина
и слаженность действий всех участников велопохода.
Выгрузка из поезда, регулировка велосипеда, крепление велорюкзаков
со снаряжением в котором находится всё, что необходимо путешественнику удалившемуся
от всех благ цивилизации: дом-палатка, постель-спальник, столовая-котлы, веломастерская...
Далее дорога идет от одного города к другому, от одного села к другому, от
ориентира к ориентиру, от одного родника к следующему... Дорога эта бывает
разнообразная: от хорошего асфальта, до грунтового лесного просёлка, пешеходной
туристской тропы и даже езда просто по азимуту, прохождение ледников и речек
вброд, а также многих других препятствий которых не встретишь просто катаясь
по городу.
По маршруту группа движется с остановками - через каждые 30-40 или 50 минут, отдых 15-20 минут и снова в дорогу. Интенсивность физических нагрузок в велотуризме ниже чем в велоспорте и поэтому велотуризмом может заниматься практически любой здоровый человек в возрасте от 14-ти и более лет.
На обед группа останавливается, как правило, в живописном месте, разводится костёр для чая, завхоз выдаёт дежурным продукты и после отдыха группа снова движется по маршруту. Вечером выбирается место для установки палаток рядом должна быть вода, река или море для купания. Разводится костёр, ставятся котелки с водой для приготовления дежурными вечернего супа и чая. Распаковываются велорюкзаки, устанавливаются палатки, выкладываются коврики, спальники и другое личное, и общественное снаряжение. После плотного ужина - посиделки у костра, задушевные разговоры о велосипедах, велопоходах, о жизни, о вечном... А утром, завтрак, сборы - весь распакованный лагерь укладывается в велорюкзаки и - снова в путь.
На маршруте группа движется плотно, - в пределах видимости, а отстающих ждут. Если требуется помощь её оказывет вся группа, механик, доктор.
На маршруте можно останавливаться в живописных местах, любоваться природой и отдыхать. По пути посещаются различные достопримечательности, которыми так богата наша Украина, особенно Карпаты. Велотуризм - это умеренные, нагрузки в сочетании с эмоциональным восприятием красоты природы.
Спортивный велотуризм входит, наряду с другими видами туризма (пешеходным, водным, горным, авто-мото, парусным, спелео, лыжным), в Федерацию Спортивного Туризма Украины - ФСТУ (сайт ФСТУ). Почти в каждой области Украины существуют областные Федерации Спортивного Туризма которые занимаются развитием спортивного туризма. В областных федерациях работают комисси по всем видам спортивного туризма а также районные, городские, ведомственные клубы туристов. В них можно обратиться, чтобы узнать о существующих секциях велотуризма в даном регионе.
Как и в любом виде спорта, обучение проходит от простого к сложному. Сложность велопохода определяется категорией - их шесть.
Сначала идут некатегорийные велопоходы - ( н\к ), они практически не регламентируются и предназначены для освоения общетуристской техники.
Далее идет Первая категория сложности - ( 1 к\с ) для начинающих. Именно к такой "единичке" мы и постараемся вас подготовить на этих занятиях. Потом, по мере возрастания километража и сложности, - Вторая ( 2 к\с), Третья ( 3 к\с), Четвертая ( 4 к\с), Пятая (5 к\с) и Шестая ( 6 к\с). В таблице, взятой из "Методики категорирования походов в велотуризме" приведены: километраж, количество ходовых дней и характеристика препятствий. Так же используется "Перечень категорированных походов" по всем видам, включая и велотуризм.
Вид велосипедного
похода - путешествия
|
Протяженность, - L,
км. (не менее). |
Темп движения. Характеристика
препятствий
|
Участники
|
|
Н
\ К (некатегорийные велопоходы)
|
От 250 км с продолжительностью от 3 до 28 дней
|
отдыхающий, оздоровительный
|
все желающие
|
|
КАТЕГОРИЙНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ВЕЛОПОХОДЫ: |
.
|
В равнинной местности
|
В горной местности
|
.
|
(категории сложности) |
250 км - 6 дней (+1 дневка)*
|
Не регламентируется
|
Не регламентируется
|
все желающие
|
.
|
.
|
.
|
.
|
..
|
400 км - 8 дней (+1-2 дневки)*
|
Не менее 150 км г\д. При отсутствии
г\д > 800 км
|
Не менее 75 км г\д Н=2.000м.
При отсутствии г\д Н = 4.000м
|
прошедшие велопоход 1-й к\с **
|
|
.
|
.
|
.
|
. | . |
500 км - 10 дней (+2 дневки)*
|
Не менее 200 км г\д, полевых и лесных
троп. При отсутствии этих препятствий >1000 км
|
Не менее 100 км г\д, Н= 4.000 м.
При отсутствии г\д Н = 7.000 м
|
прошедшие велопоход 2-й к\с **
|
|
.
|
.
|
.
|
.
|
.
|
600 км - 13 дн. (+2-3 дневки)*
|
Не менее 300 км г\д, полевых и лесных
троп. При отсутствии этих препятствий > 1200 км
|
Не менее 150 км г\д, Н = 7.000 м
При отсутствии г\д Н = 10.000 м
|
прошедшие велопоход 3-й к\с **
|
|
.
|
.
|
.
|
.
|
.
|
|
700 км - 16 дней (+3 дневки)*
|
Не менее 400 км г\д с песчаными
или заболоченными участками, лесных буреломов с преодалением водных
преград вброд
|
Не менее 200 км г\д, Н = 10.000
м. При отсутствии г\д Н = 15.000 м
|
прошедшие велопоход 4-й к\с **
|
.
|
.
|
.
|
.
|
.
|
800 км - 20 дней (+4 дневки)*
|
Не менее 500 км труднопроходимых
дорог с заболоченными и песчаными участками, лесных буреломов, преодаление
речек с наведением не менее одной переправы
|
Не менее 250 км г\д, Н = 12.000
м, прохождение не менее одного категорийного пер. 1-А или реки с наведением
переправы. При других условиях - Н = 20.000м
|
прошедшие велопоход 5-й к\с
|
* - допускается уменьшение ходовых дней "Т рекоменд." до 4-х дней в велопоходах 1 к\с, а для велопоходов 2-6 к\с - до ("Т рекоменд."+1 день) продолжительности велопохода предыдущей к\с;
** - 30 % участников
может иметь опыт на одну категорию ниже;
г \ д - грунтовые дороги;
Н - суммарный набор высоты за весь поход;
- количество дней отдыха составляет примерно 20% от числа ходовых дней;
- не менее 50% ночевок для велопоходов всех к\с должно проводиться в полевых
условиях.
Отдельной группой, вне классификации, проводятся велосипедные Походы Выходного Дня ( Вело-ПВД ). Это одно-двух дневные тренировочные велопоходы протяженностью от 40 до 150 км. Их маршруты прокладываются, как правило недалеко от места жительства и служат для тренировок.
Велопоход 1-й к\с протяженностью примерно 260-350 км прокладывается по равниной части Украины, это может быть и Крым (Арабатская стрелка, Керченский полуостров, полуостров Тарханкут). В основном по асфальту, но можно и подальше от дорог с интенсивным ддвижением. В день необходимо проезжать 45-50 километров. К 6-ти основным дням движения можно добавить 1 день отдыха (днёвку), которая планируется в хорошем месте , где можно отдохнуть и покупаться в море. >>Пример велопохода 1 к\с>>
ФИНИШ в велотуризме - это когда все возвращаются домой усталые, но счастливые. Общими усилиями делается отчёт о пройденном маршруте. Он подается на рассмотрение в Маршрутно-квалификационную комиссию (МКК) и она этот велопоход засчитывает - всем участникам выдаются именные Сертификаты (справки). Для повышения своего разряда необходимо участвовать в более сложных категориях и иметь опыт руководства велопоходами.
Но не обязательно стремиться к разрядам. Порой достаточно сходить
в один велопоход чтобы навсегда покориться власти дороги - "Что
там, впереди, за поворотом"? - чувству преодоления пути, собственного
совершенствования и прохождения маршрута: - "Я
это сделал!"
Вопросы по программе ВелоШколы можно задать
на ФОРУМЕ ДнепроВелоКлуба
До среды! Старший инструктор велосипедного туризма Дмитрий Певцов
Аналогичная Велошкола проводится в Киеве здесь