№ 14. Особенности езды на велосипеде с велобаулом. Движение на крутых подъёмах и спусках. Транспортировка велосипеда и груза на сложных участках.
Спуск с пер. Ай-Петри к Соколиному |
Спуск с горы Плакья в Громовку (Шелен) |
"Тропа" на перевал Ак-Суу |
Подъём на ледник Ак-Суу |
В велопоходе велотуристам приходится перевозить груз личного и общественного снаряжения весом, примерно, 12-18 кг. Нагруженный велосипед ведёт себя иначе, чем не нагруженный, - увеличивается инерционность при разгоне и тормозной путь при торможении. Центр тяжести смещается вверх и назад. Поэтому при остановке велотуриста и незначительном наклоне велосипеда его уже не удержишь только за рога руля - надо держать за седло или за велобаул. Иначе велик взбрыкнётся, боднёт и завалится: вариант 1 - на дорогу - (там, как раз по Закону Мерфи, будет проезжать гружёный КРАЗ), и вариант 2 - в кювет с болотом. Выбор варианта - за вами.
При движении на крутой подъём необходимо здоровье и передача, как минимум, 28х28 (22х32). В Крыму участок Феодосия-Судак-Морское-Приветное-Белогорск насчитывает7-8 подъёмов с крутизной 8 -12% (это означает подъем вверх на 8-12 метров, на каждые 100 м пути) и протяжённостью от 1,5 км. до 6 км. ( Посмотреть перечень велосипедных перевалов Крыма) Подъём от Ялты на перевал Ай-Петри длится 20 км. с крутизной 9 - 11%. Но, к великой радости велотуриста, за подъёмом следует спуск примерно такой же крутизны и протяжённости. Расслабиться на спуске ещё опаснее, чем перенапрячься на подъёме. Крымские дороги строились в середине 19 века и рассчитаны на конную тягу. Чтобы беречь скотину (о велотуристах тогда и не слышали! :)) дорога строилась не крутая. Относительно небольшая крутизна привела строителей к необходимости увеличивать протяженность и использовать серпантины. На спуске с перевала Ай-Петри к селу Соколиное протяжённостью 22 км насчитывается 12 -16 (сколько не ездил - всегда сбивался со счёта - предлагаю в мае посчитать вместе :)) поворотов а-ля "тёщин язык". В конце спуска, случайно дотронувшись к ободу, можно получить ожог. Почти в каждом велопоходе находился участник который не веря на слово пытался проверить эту истину и бывал наказан за неверие...волдырем...
В Карпатах асфальтовые перевалы имеют небольшую крутизну, горные лесные дороги, "сокращёнки" имеют крутизну до 16-18% и более...
Короткие крутые подъёмы преодолеваются с ходу на той же передаче,
предварительно немного разогнавшись. Пологие, затяжные подъёмы преодолевают
иначе - нижнюю часть подъёма велотурист проезжает на той же передаче, которая
стояла в начале подъёма. Затем, как только начинает падать скорость, ставится
меньшая передача (необходимо переключаться всё на более большую звёздочку,
пока не достигнете передачи один к одному 28х28 или ещё меньше, если есть).
Далее, если идя на передаче "один к одному", встречается ещё более
крутой , но короткий участок, надо его преодалеть педалируя методом "танцовщица",
т.е. приподняться над седлом. В конце крутых подъёмов, когда здоровье заканчивается
раньше, чем подъём, - лучше встать с велосипеда и пройтись пешком.
Если спуску предшествовал подъём и цепь находится на самой большой звёздочке
заднего колеса, - перед спуском надо переключиться на 1-2 звёздочки "вниз"
более удалённые от спиц. Пренебрежение этим правилом может привести к
попаданию заднего переключателя в спицы. На спусках не следует "врубать
кардан" (самая большая спереди и самая маленькая сзади звёздочка). Узнать
больше про эффективное приложение усилий при езде на велосипеде.
В велотуризме сложными участками называют дороги без покрытия или тропы с большой крутизной (16-24%). На сложных участках стараются как можно дольше передвигаться в седле или пешком, но не снимая велобаул с велосипеда. Когда тропа очень крута и есть опасность падения по склону, тогда приходится снимать велобаул с велосипеда и навъючивать его на себя. Для этого в сложных велопоходах, где встречаются такие участки, велобаулы должны быть с лямками или берут с собой отдельный простой рюкзак в который перегружаются вещи. На крутой тропе велосипед держится со стороны обрыва. Иногда, на очень протяжённых горных тропах с завалами и осыпями, с велосипеда снимают одну педаль обычно с той стороны с которой его ведёт велотурист (лучше с обеих сторон). Это делается для того, что бы педаль не задевала и не травмировала ногу велотуриста.
При езде на нагруженном велосипеде применяется более эффективное и заблаговременное торможение. При подъезде к повороту серпантина, тормозить для снижения скорости, надо только на прямом участке дороги обеими тормозами (задним сильнее), а при входе в поворот можно ослабить давление на ручки тормозов (передний можно совсем отпустить). Для обучения прохождения спусков с витками серпантина, лучше всего пристроиться за более опытным велотуристом (дистанция 8 -10м.) - своей скоростью и траекторией прохождения он покажет ту оптимальную скорость на прямых участках спуска и поворотах серпантина.
Вопросы по программе ВелоШколы можно задать на ФОРУМЕ ДнепроВелоКлуба