№ 5. Типы велосипедов. Велосипед для спортивного велопохода. Велобаулы. Велобагажники. Дополнительное оборудование.
На сегодняшний день существуют следующие типы велосипедов:
Шоссейно-гоночные велосипеды. (Road Bikes) Предназначены для спортивных гонок, марафонов и просто любительской езды по дорогам с гладким твёрдым покрытием.
Спортивно-туристские. (Multitrack Bikes) Для многодневных велопоходов по различным дорогам с перевозкой груза 12 -18 кг.
Дорожные. (City Bikes) Езда по городу с небольшим грузом.
Горные. MTB (Mountain Terrain Bikes) Езда по горным дорогам и тропам без груза, от турбазы к турбазе.
Tриальные. BMX (Bikes Moto-cross) Короткие дистанции типа мотокросса и триала.
Каждый тип велосипеда может комплектоваться определённой группой (классом) навесного оборудования. Перечислим эти группы, начиная с самой элитной и следовательно самой дорогой и легкой: XTR, Deore XT, Deore LX, STX-RC, Alivio, Acera-X, Altus, и Tourney - самая простая, дешёвая, и тяжёлая. Из существующих импортных типов велосипедов, наиболее полно подходит для проведения многодневных велопутешествий это Спортивно-туристские (Multitrack Bikes) велосипеды. Хороший фирменный спортивно-туристский велосипед можно купить за 400-900 долларав. В этой ценовой "вилке" находится, например, велосипеды Trek, Gary Fisher и целый ряд велосипедов трекинговой серии тайваньской фирмы Wheeler и ETW (торговая марка Trekking Fox). Отличительной чертой таких велосипедов является большой диаметр колёс - 28 дюймов ( in ) или 622 мм. Еще по-другому, велосипеды с таким диаметром колеса называют гибридами (Hybrid). Но велосипеды этого типа пока ещё мало завозятся фирмами занимающимися продажей ведлосипедов. Гораздо легче купить импортный велосипед легкодорожного типа (City Bike). Ценовой диапазон этих велосипедов - 300-500 долларов. Этот тип велосипеда имеет 18-21-24 передач, багажник, хром-молибденовую или алюминиевую раму, колёса на 36 спиц и диаметром 26 in = 590 мм. или 28 in = 622 мм. Навесное оснащение может быть класса от Alivio до STX-RC, Deore. В несложных велопоходах вполне сгодится и класс Tourney.
При выборе велосипеда
учитывайте, соизмеряйте свой рост с размером рамы. Размер рамы, как
правило, указан на вертикальной трубе - 16 in - 17 in = 155-165 см. рост
велосипедиста; 18 in - 20 in = 165 -175 см. роста; 21 in - 22 in = 180 - 200
см. роста. Больше про размеры рам на занятии № 13.
Не стремитесь к более жесткой и легкой раме не Вашего, меньшего, размера.
Если Вы выберете маленькую раму при своем большом росте - прийдется ставить
длинную подседельную трубу, а это приведет к повышенным нагрузкам в креплении
подседельной трубы в раме и, как следствие, вероятность появления трещины в
том районе. В велопоходах 2007 года зарегистрировано два таких случая поломки
рамы (Gary Fisher Тасаджера и Trec). Добавилась статистика 2009 года - все тотже
подседельный узел рамы - Kellys и Leader Fox. Добавилась статистика 2010 года
- подседельный узел рамы Gary Fisher (2006г).
Выбор диаметра колеса: 26 или 28 дюймов? Это всё ещё является предметом полемики. Каждый размер колеса имеет свои "плюсы" и "минусы", но для велопохода всё-таки, на мой взгляд, предпочтительней диаметр 28 дюймов. Резину для велопоходов 1-3 к.с. лучше выбирать не "злую", а "полу-слик". Передняя подрессоренная вилка уменьшает утомляемость рук и верхнего плечевого пояса, но вместе с этим уменьшает "информативность" руля, усложняет управляемость, и поэтому передний подвес должен быть по-жестче. ("Двухподвесы" вообще не годятся для велотуризма - они тяжелы и есть проблемы с установкой заднего багажника). Велосипед для велопохода должен быть как можно легче: для этого снимают всё лишнее - подножки, железные крылья и прочую мишуру.
Как пример, приведу размышления на тему "Какой
велосипед нужен для велопохода"
участницы велопоходов 1-3 к.с. в Карпатах: - "Если говорить
о походах, - какой велосипед собирать для велопоходов, - то мое мнение - обычная
рама, широкий руль - 68-70, хотя бы передний дисковый - лучше тормозит в грязь,
колодки на ви-брейках стираются сразу; нормальная задняя перекидка - 8 скоростей,
больше не надо; колеса с двойными ободами и очень хорошими спицами. 3 звезды
на системе (не две). Вилка - ход не более 100 мм, надежная, но дорогую не стоит
покупать, желательно конечно с масляным демпфером. Крылья - не надо, либо можно
переднее высокое на вилку крепящееся, т.к. под крылья залипает грязь и копец.
Мигалка красная задняя, багажник хороший по возможности, тросики-нержавейки.
На участках где идет разрыв рубашек на раме и т.д. - тросики помещать в дополнительные
тонкие псевдо-рубашки (на рынках продаются термо-оплетка.) - иначе грязь в рубашки
забивается и не тормозят тормоза. Удобное седло. покрышки, педали и другое -
"ПО вкусу и к месту" на счет контактов - не уверена. Очень хорошая
штука, но в походах иногда приходится много ходить пешком - может даже весь
день (это про велопоходы 3-5 к.с.). По разному рельефу и грунту. Это все убивает
обувь. А зимой как?? - в вело туфлях по снегу и холод морозить ноги? Гонять
кросс кантри в контактах-это пожалуста, а для походов особо скорость не нужна,
поэтому лучше обычные хорошие топталки с шипами. (у меня нет контактов, поэтому
это мое чисто субъективное представление).
И комплектация моего Келлиса, если интересно:
Рама- Kely's Oxigen
вилка- Rock Shox Pilot 100 - воздушно-масляная
колеса: - обода - Mach, спицы DT 2, втулк. пер. - Novatec Disc, втулк. зад.
Shimano LX
тормоза пер - Avid b5 механика
тормоз зад - v-brake noname
тормозные ручки - Avid
переключение: задний - Sram 5 - 8 скоростей
передний - Shimano Alivio
манетки - Sram 7
система Suntour
кассета - shimano на 8
педали - топталки убитые уже :))..."
В общем, если резюмировать, подбор или сборка велосипеда для
велопохода имеет множество вариантов и поэтому учитывайте главные критерии:
общий вес велосипеда, наличие багажника и... ваши денежные возможности,
лишь бы было желание. Ещё можно узнать о выборе велосипеда и многом другом на
ФОРУМЕ ДнепроВелоКлуба
или поискать в интернет.
Из выпускавшихся ранее отечественных велосипедов Харьковского вело завода ( ХВЗ ), марка "Украина", "Спутник", "Турист", "Спорт", "Старт-Шоссе" подходят, без переделки, только для несложных велопоходов 1-2-й к\с. Для тех, кто увлечётся велосипедными путешествиями и пожелает штурмовать велопоходы 3-5 к\с, необходима следующая комплектация и доработка велосипеда ХВЗ. Хром-молибденовая рама "Старт-Шоссе" ( В-555 ) с базой 1020 -1030 мм. (база зависит от размера рамы) желательно с годом выпуска до 1980-го. После Московской Олимпиады 80-го года, ХВЗ почему-то внёс в раму доработки которые снизили её прочность. Колёса "перебирают" на обода коробчатого (туристовского) профиля или "двойные" импортные, причём на заднее устанавливается "широкий" фланец втулки, что позволяет увеличить число спиц до 71-ой (это касается коробчатого, туристовского обода, если обод "двойной" - на стандартные 36 спиц, колесо набирают на самые прочные спицы из нержавейки диаметром 2,0 - 2,2 мм). Багажник изготавливается из титановых или алюминиевых трубок диаметром 10-12-14-16 мм. Блок ведущих (передних) 3-х звездочек с набором 48х38х28 зубьев на "квадрат" с болтом (не гайкой). "Трещётка" - блок ведомых (задних) звёздочек, может иметь 5 - 7 звёздочек для стандартной цепи (на большее число звёздочек 8 - 9 - нужна узкая цепь), но самая большая звёздочка на "трещётке" должна быть не менее 28 зубьев.
Очень важным является подбор велобагажника, велобаула и велочехла. В спортивных велопоходах основной груз перевозится в велобауле и расположен он на велобагажнике, но ни в коем случае не на спине! (на спину можно небольшой рюкзачок на 3-4 кг.). На импортную раму можно установить хороший импортный багажник 20 - 25 долларов и велобаул 40 - 90 долларов (обычно 3-х объёмные: две боковые сумки по 20 л. и одна сумка 20 л. сверху). Для уменьшения расходов можно поставить отечественный багажник ранее выпускавшийся ХВЗ или сделать самому. Чертежи самодельного велобагажника и однообъмного велобаула можно запросить в ДнепроВелоКлубе или поискать в интернет. На фотографиях внизу вы видите однообъёмный велобаул изготовленный в ДнепроВелоКлубе. Изготовление велобаула и велочехла можно заказать на Форуме-ДВК. Главное чтобы багажник был прочным, а велобаул имел объём не менее 50-60-ти литров и карманы для дополнительных фляг с водой. Рекомендуется посмотреть отчёты о велопоходах на этом сайте, на фотографиях хорошо видна экипировка и то, как каждый участник решал проблему упаковки, и транспортировки необходимого снаряжения.
К дополнительному, но необходимому, оборудованию можно отнести фонарь белый спереди и красный сзади (требуется по Правилам Дорожного Движения при езде в тёмное время суток), велокомпъютер, сигнал звуковой, флягодержатель с флягой, подрамные сумочки, насос, резиновые жгуты с крючками для крепления велобаула и другого груза к багажнику.
Но самое главное в велотуризме, это желание путешествовать на велосипеде, не взирая на то, какой у тебя велосипед и велобаул. В "советские" времена в велопоход 1-й к\с иногда отправлялись люди на тяжеленных велосипедах "Украина" с небольшими чемоданами на багажнике, обмотанные бельевой верёвкой >>посмотреть:) >> Времена меняются и надо стремиться к лучшему, неизменна только страсть человека к путешествиям.
Вопросы по программе ВелоШколы можно задать на ФОРУМЕ ДнепроВелоКлуба