ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

ОТЧЁТ
Web-версия (страница-1 страница-2)
О велосипедном спортивном туристском походе по Узбекистану-Таджикистану (Фанские горы), с 4 по 21 августа 2012 г.

Маршрутная книжка № 27/ 12 - выдана МКК Днепропетровская областная МКК 104 – 00 – 43555000

Руководитель группы: Певцов Дмитрий Викторович
Адрес руководителя: 49000, Днепропетровск, майл - dneprovelo@bigmir.net

1. Справочные сведения о велопоходе.
В период с 04 по 21 августа 2012 года группой туристов г. Днепропетровска в составе 4 (четырех) человек был совершен поход высокой категории сложности по Фанским горам (Республика Узбекистан и Республика Таджикистан).

1.1. Подробная нитка маршрута:
Самарканд –– пер. Тахтакарача 1670 м, а/м - Шахрисабз –  Гузар – Декханабад – пер. Акрабат 1636 м. а\м - Дербент – Паст Мачай – Юкары Мачай – Кентала – пер. Коккомар 2680 м. н\к – р. Кызылсай - Бахча – Сариассия – Турсунзаде – Душанбе – Варзоб – р. Майхура – р. Шаид - подход к пер. Газнок до высоты 3850 м. – тоннель Истиклол 2690 м. а\м – Такфон – Зеравшан – к. Хайрумбед - оз. Искандеркуль - Айни

1.2. Параметры похода

Протяжённость маршрута .......................................................... 787,5 км
из них:
- в зачет ( - 61 км. радиальных выездов)                                               726,5 км
- дороги с асфальтовым покрытием............................................ 568,5 км
- дороги без покрытия................................................................. 219,5 км
в том числе
- улучшенные щебнем ......................................................... 83,5 км
- каменистые горные дороги................................................ 73,5 км
- по туристским тропам ....................................................... 52,0 км
- без тропы, ............................................................................ 8,5 км
Чистое ходовое время ........................................................................ 77ч 40мин
Средняя скорость движения ................................................................ 10,2 км/ч
Длительность похода 18 дней, из них:
- ходовых ....................................................................................... 17 дней
- 2-е полу-днёвки ............................................................................. 1 день
Общий набор высоты........................................................................... 10.020 м.
(данные Велокомпьютера Команч АЛТ 26)

Шифр МКК, давшей разрешение на проведение похода:
Днепропетровская областная МКК 104 – 00 – 43555000.

1.3. Маршрут велопохода:

 

Приложение № 7 Высотный профиль маршрута


 

1.4. Сведения об участниках похода

Дмитрий Певцов
Алексей Коробко
Владимир Гожий
Андрей Тонконог

ФИЛЬМ-1 (стёб) ФИЛЬМ-2 (как было)

1.5. Сведения о районе велопохода ...

2. Организация похода
2.1. Организация похода
Районом проведения похода высокой категории сложности был выбран район Гиссарского хребта (Фанские горы, Таджикистан). Это классический район проведения спортивных походов (велосипедных, горных, альпинистских) 5-6 к.с. с множеством ранее пройденных маршрутов и перевалов. Фанские горы привлекают разнообразием форм рельефа, большим количеством горных цепей, сложных для преодоления на велосипеде, и необычайной красотой.
Маршрут ставил следующие цели:
- должен быть пройден интересный и сложный маршрут высокой кат. сл.;
- в нитке должны присутствовать перевалы н\к и желательно 1А категории;
- участники должны получить высотный опыт до 4000м;
Нас интересовали малонаселенные горные районы, где ввиду сложности прохождения и серьезным требованиям к подготовке участников проводятся велопоходы высоких категорий сложности. Был построен интересный маршрут, по которому группа должна пересечь Южные отроги Гиссарского хребта (пер. Тахтакарача а\м, Коккамар н\к) выйти к Душанбе и потом минуя загруженный пер. Анзоб а\м, через пер. Газнок 1А выйти прямо к оз. Искандеркуль. Затем спуститься в Айни и преодолев Зерафшанский хребет по пер. Оббурдон н\к (пер. Шахристан а\м запасной вариант) спуститься в долину г. Гулистан и далее Ташкент.
Время проведения велопохода было выбрано самое удобное - август:
- период максимального стаивания ледников;
- относительно низкий уровень воды в реках ледникового питания;
- перевалы открыты для прохождения;
- стабильная погода.
Все участники похода хотели повысить уровень туристской подготовки, усовершенствовать опыт организации и прохождения, сложных велопоходов, улучшить навыки вождения велосипеда, преодоления крутых горных подъемов, прохождения горных троп, поднять уровень организации биваков в условиях различного рельефа и погодных условий, пройдя поход в сложных и красивых Фанских горах.
При подготовке к походу был подробно разработан маршрут, прочитано множество отчетов других групп, изучены оптимальные по цене возможности переезда/перелета в Узбекистан, г. Ташкент составлена смета продуктов,  проведены тренировочные походы выходного дня.
Общение с местным населением проходило на русском языке, которым владеют все люди старшего поколения и большинство молодежи.

2.2. Варианты маршрута и подъезда - отъезда
Планировалось побывать в городах Ташкенте, Самарканде, Шахрисабзе, Душанбе, увидеть озеро Искандеркуль – сердце Фанских гор. Так как пограничный переход между Узбекистаном и Таджикистаном (Самарканд-Пенджикент) закрыт с 2011 года было решено проложить такой маршрут: Самарканд - пер. Тахтакарача а\м – Шахрисабз – Гузар – Дербент - пер. Коккомар н\к – Душанбе - пер. Газнок 1А - оз. Искандеркуль – Айни – пер. Шахристан – Ура-Тюбе
Рассмотрены два основных варианта подъезда к месту старта велопохода: самолетом и ж\д транспорт.
Перелет Симферополь-Ташкент-Симферополь авиакомпанией UZ Airways быстрый способ трансфера в Узбекистан, но стоимость билета туда-обратно около 1000 долларов США являлось непомерно большой, несмотря на отсутствие платы за перевоз велосипеда, если суммарный вес багажа не превышает установленную норму (в нашем случае 20кг).
Стоимость ж\д билетов Харьков-Ташкент-Харьков примерно 420 долларов США при отсутствии оплаты провоза велосипеда.
Для жителей Украины въезд на территорию Узбекистана и Таджикистана, а так же через транзитные страны РФ и Казахстан безвизовый, но для пересечения границ требуется наличие загранпаспорта.

2.2.1. Запланированный вариант подъезда-отъезда
Планировалось всем участникам встречаться в Харькове (один участник был из Феодосии, другой из Запорожской обл.) и было решено ехать поездом:
Туда – Днепропетровск-Харьков-Ташкент-Самарканд
Обратно – Гулистан-Ташкент-Харьков-Днепропетровск
Вся группа встречалась в Харькове  в день отправления поезда.

2.2.2. Реально пройденный вариант подъезда-отъезда
Реальный способ подъезда к месту начала и отъезда из конечного пункта маршрута (показан для двух участников из Днепропетровска):
29-30.07. - Днепропетровск – Знаменовка – поезд № 91
30.07. - Знаменовка – Харьков – поезд № 178
30.07 – 02.08 - Харьков – Ташкент – поезд № 395
02 – 03.08 - Ташкент – Самарканд – автобус
04.08. - Самарканд – начало велосипедного маршрута
21.08 - п. Айни, Таджикистан – завершение маршрута
21.08 – п. Айни – Ура-Тюбе – джип-такси
21.08 – Ура-Тюбе – Худжанд - Опель-комби
21.08 - Худжанд – Бустон (гр. Тадж-на и Узб-на) – микроавтобус
21.08 - к. Чанак (граница) – Ташкент – микроавтобус Деу-Дамас
22-24.08 - Ташкент
24-27.08 - Ташкент – Харьков – поезд № 395
27.08 - Харьков – Синельниково-1 – электропоезд №  819
27.08 - Синельниково-2 – Днепропетровск – электричка
2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
В Узбекистане хорошо развит автомобильный и ж\д транспорт. По всей стране активно ведется строительство авто и ж.д. дорог. Например, недавно построена и запущена в эксплуатацию ж\д ветка Гузар – Денау даёт возможность без пересечения Узбекско-Туркменской границы проехать в Денау, в расписании есть пассажирский поезд Ташкент-Денау.
В Таджикистане основное транспортное средство внутри страны – маршрутки или такси. Железнодорожная сеть развита слабо, авиасообщение внутри страны не развито.
В случае тяжелых погодных условий или существенного отставания группы от графика движения, предусматривалось сокращение маршрута. Например, участок Айни - пер. Оббурдон - Ура-Тюбе имел запасной вариант – Айни - пер. Шахристан - Ура-Тюбе.
На всех участках были разработаны аварийные выходы с маршрута: спуск к ближайшим населенным пунктам по долинам рек или возвращение назад на некотором участке пути.

2.4. Изменения маршрута и их причины
Начальный участок маршрута от Самарканда до перевала Газнок был пройден без изменения.
На маршруте при его реальном прохождении произошли следующие изменения:
- участок между р. Майхура – пер. Газнок Южный 4275 м. 1А – р Обибирик – оз. Искандеркуль пройден только до высоты 3850 м. и из-за нараставших симптомов горной болезни у одного из участников был заменен на участок р. Майхура – тоннель Истиклол 2690 м. а\м  (пер. Анзоб) – Такфон – Зеравшан – оз. Искандеркуль (радиально) и далее по маршруту до п. Айни.
- из-за изменения маршрута и появимшемся при этом отставания от графика и по предварительным подсчетам выполнении нормативов велопохода по километражу и набору высоты, поход завершили в Айни.

2.5. Сведения о прохождении маршрута каждым участником
В маршрутную книжку было занесено 4 участника. На маршрут вышли 4 участника. Фотографическим материалом подтверждается прохождение всего маршрута всеми участниками.


3. График движения и техническое описание маршрута 3.1. График движения


Дни
пути

Дата

№ участ.
дневн.
перех.

Участок пути

Протяжённость,
км

Чистое
ходоввремя      ч:мин

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки и ориентиры.

Метеоусловия

Примечания, высота над уровнем моря, м

1

04.08.2012г

1-й

г. Самарканд
к. Киногас

50,5

 

2:35

 

Асфальт,
участок трассы М39
движение по трассе без перепадов высоты.

Здесь и далее:
tу - температура утром
tд - температура днём
tв - температура вечером

Выезд на маршрут из турбазы Артуч на ж\д вокзал в 9:00
777 м  н.у.м.

2-й

к. Киногас к. Каратепа р. Аманкутансай место ночевки

12,5

1:25

Асфальт, начало подъема на пер. Тахтакарача

tу - +26°С
tд +38°С ясно
tв +25°С ясно

Встали на ночёвку в 19:30
1120 м н.у.м.

Итого за день:

63,0

4:00

Средняя скорость движения - 15.6 км/ч, суммарный набор высоты - 490 м

2

05.08.2012г

1-й

Место ночевки -
пер. Тахтакарача

14,8

2:00

асфальт,  набор высоты

tу +20°С ясно

Выезд на маршрут в 8:30

2-й

Пер. Тахтакарача 1670 м. - Китаб

24,2

1:00

Асфальт спуск с перевала, серпантин

tд +40°С
ясно

Обед в чайхане Китаба

3-й

К. Китаб - Шахрисабз -  место ночевки

38,5

 

1:45

 

Асфальт, участок трассы М39 движение по трассе без перепадов высоты.

tв +28°С
ясно

650 м н.у.м.
Встали на ночёвку в 18:30

Итого за день:

77,5

4:45

Средняя скорость движения – 16,2 км/ч, суммарный набор высоты - 715 м

3

06.08.2012г

1-й

Место ночевки
Гузар

54,8

 

2:30

 

Асфальт, участок трассы М39 движение по трассе без перепадов высоты.

tу +25°С ясно

Выезд на маршрут в 8:30

2-й

Гузар  Место ночевки

22,2

 

 

2:25

 

 

Асфальт, участок трассы М39 движение по трассе по холмистой местности, подъемы-спуски, начало подъема на перевал Акрабат

tд +40°С
tв +28°С

Встали на ночевку в 19:20
970 м н.у.м

Итого за день:

77,0

4:55

Средняя скорость движения – 15,6 км/ч, суммарный набор высоты - 470 м

4

07.08.2012г

1-й

Место ночёвки Гумбулак Декханабад  Карашина Пер. Акрабат

57,5

 

 

3:40

 

 

Асфальт, местами идет строительство, участок трассы М39 движение по трассе по холмистой местности, подъемы-спуски, генеральный подъём  на перевал Акрабат

tу +26°С
ясно

Выезд на маршрут в 8:10
Пер. Акрабат 1636 м

2-й

Пер. Акрабат  - место ночевки

2,0

 

0:40

 

Ехать тяжело по причине очень жаркого дня и отсутствия тени вблизи дороги.

tд +40°С
tв +28°С ясно

Встали на ночевку в 19:30
1550 м н.у.м.

Итого за день:

59,5

4:20

Средняя скорость движения – 13.5 км/ч, суммарный набор высоты - 875 м

5

08.08.2012г

1-й

Место ночевки
Дербент

20,0

 

1:10

 

Дорожное покрытие – асфальт, местами идет строительство плавный спуск

tу +26°С
tд +38°С ясно

Выезд на маршрут в 8:50
Дербент – 1090 м.

2-й

Дербент Паст-Мачай Юкары-Мачай место ночевки

28.0

 

 

2:40

 

 

Движение сначала по плохому асфальту, потом по грунтовой дороге с постоянным набором высоты

tв +22°С ясно

Встали на ночёвку в 19:45
1460 м н.у.м.

Итого за день:

48,0

3:50

Средняя скорость движения - 11.8 км/ч, суммарный набор высоты - 515 м

6

09.08.2012г

1-й

место ночевки
Кызылнаур
Кинтала
место ночевки

29,0

3:30

Покрытие – каменистая грунтовая дорога. Движемся вверх по течению реки Мачайдарья. За Кинталой грунт. дорога переходит в конную тропу, велорюкзаки – на велосипедах

tу +20°С ясно
tд +28°С
tв +16°С ясно

Выезд на маршрут в 8:50
Встали на ночёвку в 19:30
1952 м н.у.м.

Итого за день:

29,0

3:30

Средняя скорость движения - 7.7 км/ч, суммарный набор высоты - 620 м

7

10.08.2012г

1-й

Место ночевки
Пер. Коккомар 2610 м.

9,5

 

 

3:45

 

 

Конная тропа продолжается до пер. Коккамар – рюкзаки на велосипедах Крутой перевальный взлет по конной тропе к пер. Коккомар. До перевала движемся с частыми остановками

tу +10°С малооблачно

Выезд на маршрут в 9:40

2-й

Пер. Коккомар -
р.Кызылсай место ночевки

7,5

 

1:35

 

Спуск с пер. Коккомар в долину реки Кызылсай. Движемся по тропе с уклоном 12-15%.

tд +25°С
малооблачно
tв +18°С

 

Встали на ночёвку в 18:30
2175 м н.у.м.

Итого за день:

17,0

5:20

Средняя скорость движения - 2.8 км/ч, суммарный набор высоты - 670 м

8

11.08.2012г

1-й

Место ночевки -
Конец тропы, к. Бахча - начало горной дороги

18,0

2:30

Продолжается скотопрогонная тропа, рюкзаки на вело

tу +13°С
ясно

Выезд на маршрут в 8:20

2-й

Бахча - нач. горной дороги
Сангардак - Нач. асфальта

11,0

0:50

Продолжаем спуск «в седле», каменистая горная дорога

tд +28°С

Ясно, - кучевая облачность

3-й

Асфальт Место ночевки

18,0

1:00

Асфальт, плавный спуск вдольреки

tв +26°С

Встали на ночёвку в 19:20
1035 м н.у.м.

Итого за день:

47,0

4:20

Средняя скорость движения – 10,4 км/ч, суммарный набор высоты - 420 м

9

12.08.2012г

1-й

Место ночевки
- трасса М41 Термез-Душанбе 690 м.н.у.м.

28.0

1:30

Автомобильная асфальт. Дорога плавный спуск

tу +20°С
ясно

Выезд на маршрут в 9:30

2-й

Поворот на трассу М41 – граница Узбекистана-Таджикистана
Место ночевки

32.0

 

1:40

 

Автомобильная асфальт. дорога, небольшие подъемы и спуски

tд +39°С
tв +28°С

Встали на стоянку в 19:30
816 м н.у.м.

Итого за день:

60.0

3:10

Средняя скорость движения – 19, км/ч, суммарный набор высоты - 200 м

10

13.08.2012г

1-й

Место ночевки - г. Душанбе, гостиница «Пойтахт»

66,0

4:15

Автомобильная асфальт. дорога с плавными подъемами и спусками больше половины участка строительство дороги - щебень

tу +25°С
tд +36°С ясно
tв +26°С ясно

Выезд на маршрут в 9:30
Встали на ночёвку в 17:15
930 м н.у.м.

Итого за день:

66,0

4:15

Средняя скорость движения – 16,8 км/ч, суммарный набор высоты - 330 м

-

14.08.2012г

 

Полу-Дневка

 

 

 

 

 

11

14.08.2012г

1-й

Г. Душанбе, гостиница «Пойтахт» - Место ночевки

33,0

 

2:25

 

Хорошая асфальт. дорога, идущая вдоль узкой долины р. Варзоб. Подъем к пер. Анзоб.

tу +24°С, ясно
tд +28°С, ясно
tв  +22°С,

Выезд на маршрут в 14:30
Встали на ночёвку в 19:30
1235 м н.у.м.

Итого за день:

33,0

2:25

Средняя скорость движения – 13,6 км/ч, суммарный набор высоты - 380м

12

15.08.2012г

1-й

место ночевки съезд с асфальта в долину р. Майхура

34,5

3:05

Движемся по асфальту вдоль долины реки, генеральный подъем

tу +20°С, ясно

Выезд на маршрут в 9:30

2-й

Съезд с трассы М34
место ночевки

9,5

 

1:05

 

Грунтовая горная дорога

tд +26°С, ясно
tв +20°С, переем. Облачность, вечером небольшой грозовой дождь

Встали на ночёвку в 19:25
2233 м н.у.м.

Итого за день:

44,0

4:10

Средняя скорость движения – 11,0 км/ч, суммарный набор высоты - 965м

13

16.08.2012г

1-й

Место ночевки - место ночевки перед пешеходным уч.  на пер. Газнок 4270 м. 1А

13,5

 

3:30

 

Горная дорога, крупные осыпи
Грунтовая горная дорога.

tу +18°С, ясно
tд +21°С, ясно
tв +12°С, ясно

Выезд на маршрут в 8:40
Встали на ночёвку в 19:20
3070 м н.у.м.

Итого за день:

13,5

3:30

Средняя скорость движения – 3,8 км/ч, суммарный набор высоты - 1070 м

14

17.08.2012г

1-й

Место ночевки 3070 м.
Место ночевки 3670 м.

5,0

 

 

2:30

 

 

Поднимаемся на перевал по осыпной конной тропе крутизной до 28%
Идем пешком с рюкзаками на плечах. Градиент от 16 до 35% (средний градиент 23%)

tу +6°С, ясно
tд +12°С, ясно
tв +10°С, ясно

Выход на маршрут в 7:50
Обед -
Встали на ночёвку в 19:35
3670 м н.у.м.

Итого за день:

5,0

2:30

Средняя скорость движения – 2,2 км/ч, суммарный набор высоты - 600 м

15

18.08.2012г

1-й

место ночевки – 3670 м.
- подъем вверх – 3850 м.

0,8

0:40

Рюкзаки на плечах

tу +4°С,
ясно

Выезд на маршрут в 8:00

2-й

Начало спуска с высоты 3850м
Начало грунтовой дороги 3070 м.

5,8

2:00

Рюкзаки на плечах

tд +24°С,
малооблачно

 

3-й

Нач. горной дороги - место ночевки

16.4

 

1:30

 

Рюкзаки на велосипедах. Спускаемся вдоль р. Майхура по горной дороге. Встречаются подъемы от реки

tв +15°С,
ясно

Встали на ночёвку в 19:30
2020 м н.у.м.

Итого за день:

23,0

4:10

Средняя скорость движения - 5.8 км/ч, суммарный набор высоты - 350 м

16

19.08.2012г

1-й

место ночевки
выезд на трассу М34

2,0

 

0:20

 

Рюкзаки на велосипедах. Спускаемся вдоль р. Майхура по горной дороге. Встречаются подъемы от реки

tу +17°С,
ясно

Выезд на маршрут в 8:00

2-й

Трасса М34 – пер. Анзоб (тоннель Истиклол, Южный въезд)

11,0

 

2:00

 

Тоннель залит водой ямы, глубиной 20-30 см. протяженность 5 км. Освещение аварийное кое-где вообще нет, едем с фонариками

tд +24°С,
малооблачно

2690 м.

3-й

Тоннель и нач спуска в долину р. Ягоноб  – п. Зерафшан

19,0

 

1:00

 

Крутой спуск, серпантин. От к. Такфон более пологий спуск вдоль течения р. Ягноб

 

Р. Ягноб – 1800 м.
К. Зерафшан – 1740 м.

 

 

4

П. Зерафшан – оз. Искандеркуль

35,0

2:40

 

tв +16°С,
ясно

Встали на ночёвку в 19:30
2020 м н.у.м.

Итого за день:

67,0

6:00

Средняя скорость движения – 12,2 км/ч, суммарный набор высоты - 850 м

-

20.08.2012г

 

ПолуДневка на оз. Искандеркуль

 

 

 

 

 

17

20.08.2012г

1-й

т\б Искандеркуль – пер. Комсомольский – п. Зерафшан

24,0

 

2:10

 

Грунтовая гравийная дорога. Спуск
– начало асфальтированной дороги.

tу +12°С,
ясно

Выезд на маршрут в 14:15

2-й

п. Зерафшан (трасса М34)
место ночевки

24,0

 

1:20

 

Спускаемся (средний градиент 2%) вдоль р.Джуанарык. Покрытие – асфальт.
С 62.7км до 79.4км – грунтовая дорога. Ведутся дорожные дороги.

tд +27°С, ясно
tв +20°С, ясно

в 17:30 1520 м н.у.м.

Итого за день:

48,0

3:30

Средняя скорость движения - 13.8 км/ч, суммарный набор высоты - 300 м

18

21.08.2012г

1-й

Место ночевки –
П. Айни

10,0

 

0:45

 

Спуск – начало асфальтированной дороги.

tу +12°С, ясно
tд +31°С, ясно
tв +16°С, ясно

Выезд на маршрут в 8:45
Окончили поход в 10:30
1500 м н.у.м.

Итого за день:

10,0

0:45

Средняя скорость движения – 18,0 км/ч, суммарный набор высоты - 200 м

Итого за весь поход:

787,5 км

77ч. 40 мин.

Средняя скорость движения -  10,2 км/час
Суммарный набор высоты – 10.020 м.

3.2. Техническое описание маршрута

0.0 км – Самарканд, турбаза Артуч. Начало маршрута. Фото № 1. Едем к ж\д вокзалу Самарканд, покупаем билеты на обратный путь.
8,0 км – ж\д вокзал Самарканда Фото № 2. Едем через весь город
26,0 км – выехали на объездную дорогу
38,0 км – поворот направо на трассу М39 Алма-Ата – Термез
50,0 км – развилка, (налево г. Ургут) мы едем прямо, чайхона. Дорога имеет холмистый характер. Фото № 3.
53, 0 км – конец кишлака, начало подъемов
55,0 км – конец подъема, спуск
58,0 км – к. Кара-Тепа, слева водохранилище, река, в кишлаке магазины.
62,0 км – пост ГАИ
63,0 – слева родник, справа река через неё можно перейти вброд и на другом берегу хорошее место ночевки. Первая ночевка.
70,0 – кишлак, магазин, вода, начало подъема. Фото № 4
71,0 – вода
72,0 – вода
77,3 – пер. Тахтакарача 1620 м. Фото № 5. Начало крутого спуска с серпантином. На спуске встречаются места отдыха и чайхона.
88,0 – пост ГАИ
101,5 – кольцевая развилка, едем налево в центр Китаба, обед в чайхоне 13-20 – 15-00
119,5 – центр Шахрисабза,  Фото № 6.
120,0 – выезд из Шахрисабза Фото № 7
139,5 – слева водохранилище
140,5 - проезжаем его и слева от дороги за холмом возле реки останавливаемся на ночь. Фото № 8
143,0 – мост ч\з арык Чапкартак р. Карабагдарья
151,0 – мост ч\з р. Гульдара
155,0 – к. Нагахан, встреча с европейским велотуристом Фото № 9
162,0 – мост ч\з р. Лангар, дальше идет участок безжизненной пустыни.
181,0 – слева электроподстанция, вода и тень, немного  отдохнули в тени.
191,5 – кольцевая развилка, справа чайхона, обед 13-00 – 15-20
194,8 – центр Гузара, почта, базар, магазины, встреча с мером Гузара и фото на память. Фото № 10.
200,0 – выезд из Гузара на объездную дорогу трасса М39
205,5 – развилка – прямо к. Пачкамар, нам направо ч\з реку Гузардарья, за рекой начинается подъем. Холмистый рельеф дороги. Фото № 11
214,2 – кишлак, вода
216,3 – конец подъема Н=996м.
217,5 –  спускаемся и слева за холмом становимся на ночь. Фото № 12
223,0 – спуск к к. Гумбулак, едем вверх по долине р. Кичик-Урадарья
229,0 – к. Новобад
237,5 – развилка направо мост ч\з реку, а нам - прямо вдоль реки
238,5 – начало к. Декханабад
243,5 – к. Карашина, Н=1002 м. Фото № 13
248,0 – на выезде из Карашины справа чайхона, обед 12-30 – 15-00
253,0 – начало подъема Н=1150 м.
255,5 – конец подъема Н=1225 м.
257,0 – кишлак, вода
265,0 – проезжаем под ж\д мостом, подъем Фото № 14
268,0 – к.п. Н=1460 м.
272,0 – к. Акрабат, центр, магазин, вода Н=1492 м. Фото № 15
275,0 – пер. Акрабат,  Н=1636 м. Фото № 16. За перевалом, слева ж\д станция Акрабат
277,0 – справа на спуске озеро, место нашей ночевки. Фото № 17
281,5 – ручей, продолжается спуск с перевала, Фото №№ 18-19. Ремонт дороги
284,3 – влево идет асфальт дорога – нам прямо
292,8 -  пост ГАИ и пограничная служба переписали наши паспорта.
295,0 – к. Дербент Фото № 20
296,0 – мост ч\з р. Шерабад за мостом влево дорога на Юкары-Мачай, а справа  чайхона в которой мы обедаем и встречаем туристов из Бельгии, Фото № 21
303,0 – к. Чарвак. Ущелье р. Мачайдарья  Фото № 22. Ущелье с каждым километром становится все уже. Фото № 23
308,0 – чайхона и многоводный родник
311,5 – ущелье закончилось, долина расширяется
312,3 – слева примыкает дорога, нам правее ч\з высохшую реку и небольшой подъем, Фото №  24
318,0 – к. Паст-Мачай
320,0 – к. Юкары-Мачай, Фото № 25. Небольшой магазинчик, закупаем продукты, и появляется человек, предъявляет удостоверение офицера МВД, проверяет документы – очень помогло письмо Федерации – на нем капитан милиции пишет «Разрешаю проезд Коккамар – Бахча дата и подпись». Едем за кишлак и останавливаемся на ночь.
324,5 – Место ночевки у реки Фото № 26
328,5 – к. Кызылнаур. Долина немного расширяется Фото № 27
330,0 – за кишлаком дорога переходит по мосту на левый орографически берег реки, и Фото № 28. Потом до Кинталы несколько раз пересекает реку Фото № 29
338,0 – к. Кинтала. В кишлаке обед 12-00 – 14-30 и отдых в саду у декханина. Перед Кинталой мостик на левый орографически берег реки. Фото № 30. Тропа идет возле крутого берега реки Фото № 31 иногда долина расширяется и можно ехать в седле Фото № 32. Тропа взбирается круто вверх от реки Фото № 33
341,0 – брод притока
344,0 – брод притока
347,0 – на противоположном берегу видим к. Уруглисай
349,0 – мостик на правый орограф. берег Фото №34
354,0 – х.м.н. – ночевка Фото №35
355,5 – слияние двух р. Иргайлы. Характер тропы не меняется – крутые участки Фото № 36, сменяются пологими Фото № 37
357,5 – вышли из леса, продолжаем подъем, Фото № 38. В 13-20 становимся на обед. 14-30 выход с обеда
363,5 – пер. Коккамар 2636 м. Фото № 39. Начинаем спуск. По конной тропе Фото № 40. Проходим высохшее оз. Коккамаркуль
370,0 – слияние трех рек, широкая долина, переходим на левый орограф. берег Фото № 41 и становимся на ночь
371, 0 – место ночевки Фото № 42. Утром продолжается спуск по долине реки, встречаются участки тропы 200-300 м. где можно ехать Фото № 43
375,0 – брод реки, за рекой одна тропа идет вдоль реки, вторая (более левая идет на подъем). Обе тропы идут в нужном направлении, - вдоль реки – при низкой воде, и там брод. А та, что идет вверх дальше в другую долину и все по мостикам. Идем по левой вверх.
376,5 – одинокий дом летник, живут люди, угостили нас чаем Фото № 44
382,0 – приток реки пересекаем по мостику Фото № 45, и тропа взбирается круто вверх по каньону Фото № 46 и потом так же отвесно спускается к реке Фото № 47. Каньон, теперь это долина р. Сангардак, возле тропы родник Шакарат Фото № 48. Далее тропа идет вдоль реки. Фото № 49
388,0 – мост Фото № 50 за мостом к. Бахча
388,8 – к. Бахча, магазина нет. Едем в Сангардак Фото №51
398,0 – Сангардак, вода, магазин за кишлаком начинается плохой асфальт, который постепенно становится лучше
402,5 – водопад, чайхона
412, - мост ч\з левый приток  р. Хандиза Фото № 52
418,0 – висячий мостик на правый орографически берег, переходим, и ночевка на берегу реки Фото № 53
421,0 – кишлак, вода КПП
432,5 – Кенгузар Фото № 54
446,0 – Т-обр. развилка, трасса М41, поворот налево на Душанбе Начинается к. Сарыассия Фото № 55
455,0 – мост ч\з р. Тупаланг. Погранпост, проверка документов
456,0 – кольцо, поворот направо в центр Сарыассия
458,5 – центр Сарыассия, чайхона, обед
476,0 – КПП граница Узбекистан-Таджикистан
478,0 – уже за границей справа видим квадратную посадку и там ночуем. Утром оказалось, что там колючки, кавунцы, пришлось долго клеить камеры. Дорога строится, едем по щебню. Фото № 56
482,0 – кишлак, дорога строится Фото № 57
489,0 – объезд г. Турсунзаде Фото № 58
534,0 – въезжаем в Душанбе Фото № 59
540,0 – центр Душанбе
544,0 - гостиница Пойтахт (пер. с тадж. - Столица, в сов. вр. «Душанбе») Отдыхаем, полудневка Фото № 60.  Выезд на следующий день в 14-30
555,5 – выезд из Душанбе, покупаем бензин и продукты
556,5 – плотина, за ним водохранилище
561,0 – чайхона, обед, дорога по долине р. Варзоб Фото № 61
570,5 – к. Варзоб (по км. столбикам «25»)
577,0 – чайхона, ост. На ночь Фото № 62
577,2, - табл. К. Кендала (км. столб. «35»)
582, - х.м.н.
586,5 – х.м.н.
592,0 – направо указатель перед мостом – на Такоб. Мы едем прямо.
597,0 – у реки х.м.н. – обед 12-30 – 14-20
604,0 – х.м.н. дорога вдоль реки Фото № 63
606,0 – начинается участок дороги - 11 тоннелей
609,0 – КП Майхура Н=1975м. Фото № 64. За мостом вправо уходит старая дорога на пер. Анзоб. Новая дорога идет влево к тоннелю Истиклол.
611,5 – справа к. Панджхок
612,3 – влево идет грунтовая дорога вниз к реке – едем туда. Дорога сначала идет вдоль реки и есть места для ночевки, но потом уходит от реки и воды нет. Фото № 65
621,0 – небольшой ручей, и полочка – встаем на ночь прямо на дороге, но машина на всякий случай может проехать. Фото № 66, вечером дождь, гроза. Утром продолжаем, дорога по крутому участку Фото № 67
626,0 – дорога спускается к реке х.м.н.
626,7 – переходим реку (левый приток Майхуры) по мостику Фото № 68
632,0 – развлины ГОК-а х.м.н. едем по заросшей дороге. Фото № 69
634,5 – серпантин заканчивается становимся на ночь Н=3070 Фото № 70. Утром одеваем каски, ботинки, рюкзаки на плечи и начинаем подъем на перевал Газнок. Сначала по еле заметной тропе Фото № 71, потом просто по направлению Фото № 72. Встречаются крутые курумники Фото № 73. Весь день идем пешком, жарко, воды нет.
639,5 – остановка на ночь Н=3670 Фото № 74. Утром у одного из участников появились симптомы недомогания.
640,0 – поднялись до Н=3850м. Состояние не улучшилось и было принято решение спускаться вниз. Сделали фотографию в сторону перевала Газнок Фото № 75 и в долину Фото 76. И начали спуск. Спускались немного  по другой траектории, в ложбинах встречались снежники Фото № 77
645,0 – вернулись на место ночевки Н=3070 м. Фото № 78. Отдых - обед велорюкзаки на велосипеды, дальше можно ехать, начало горной дороги.
651,5 – дом, мостик
653,0 – х.м.н.
662,5 – брод реки ост на ночь. Фото № 79
664,5 – выезд на трассу, поворот налево, вверх к перевалу Фото № 80
673,0 – дом, за домом вода
675,0 – начало тоннеля Истиклол Южный вход Н=2690 м. В тоннеле ровно, но дроги и освещения практически нет. Ехали с фонарями и красными задними мигалками, замыкающий участник был в светоотражающем жилете.
680,0 – конец тоннеля Северный вход, нач. спуска Фото № 81. Спуск проходит по отличному асфальту, делаем остановки для отдыха Фото № 82
697,0 – мост р. Зеравшан  к. Ягноб, Фото № 83, Н= 1800м. за мостом к. Такфон магазины, вода
699,0 – слева чайхона, обед
705,5 – развилка – налево ч\з мост дорога к п. Зеравшан-2 Н=1740 м. и оз. Искандеркуль
716,0 – к. Хайрумбед, гостеприимные жители угощают пловом, чаем, сладостями. Фото № 84
726,0 – пер. 2370 м.
729,5 – т\б Искандеркуль на озере, Н=2220 м. Останавливаемся на турбазе. На следующий день полудневка выезд в 14-45. Фото № 85
740,0 – мост
754,0 – выезд на трассу, поворот на лево, к Айни. Фото № 86
777,5 – чайхона а над ней абрикосовый сад, становимся на ночь. Фото № 87
781,0 – мост ч\з реку  Фото № 88
781,5 – табл. Айни Фото  № 89
784,0 – центр Айни
787,5 – пост ГАИ на выезде из Айни, здесь грузимся в джип-такси и едем в Ура-Тюбе. Фото № 90

3.3. Меры безопасности на маршруте

Принимая во внимание сложность маршрута и особенности страны, были приняты следующие меры:
- при подготовке похода собраны сведения о регионе похода и его климатических условиях,
- тщательно проверена и подготовлена техника и снаряжение (заменены некоторые покрышки и камеры, каретки, перебраны втулки, установлены новые системы, кассеты, цепи, смазаны все узлы; проверена работоспособность мультитопливной горелки
- движение производилось в колонне по 1-му человеку, соблюдая безопасную дистанцию,
- на спусках группа двигалась с интервалом 20-30 м между велосипедистами,
- в течение всего похода выполнялись требования правил дорожного движения,
- места ночёвок тщательно выбирались исходя из погодных условий, возможности схода камней, защищённости от ветра.

Соблюдая эти и другие предосторожности, все участники прошли поход без травм и существенных поломок.

4. Итоги путешествия, выводы, рекомендации
Велопоход пройден. Мы посетили Ташкент, Самарканд, Шахрисабз, Южные отроги Гиссарского хребта, Фанские горы и оз. Искандеркуль.
По причине недомогания на высоте одного из участников пришлось отложить восхождение на запланированный пер. Газнок 4270 м. 1А. Для прохождения к оз. Искандеркуль пришлось воспользоваться автомобильным тоннелем Истиклол. И в дальнейшем сократить маршрут, завершив его в п. Айни. Тоннель на перевале Шахристан строится, (обещают завершить в 2013 году) и весь поток автотранспорта идет по узкой старой дороге покрытой толстым слоем пыли, и потому не рекомендуется закладывать в последующие нитки маршрутов.
Следует отметить, что практически весь набор и сброс высоты осуществлялся по сложным горным дорогам.  Все участники использовали велорюкзаки, имеющие для удобства прохождения сложных участков маршрута заплечные лямки.
Все ночевки в походе на активном зачетном участке были в полевых условиях. Две ночевки во время запланированных полу-днёвок проведены в гостинице Пойтахт в Душанбе и турбазе Искандеркуль.
В Самарканде рекомендуем турбазу Артуч Адрес: Узбекистан, г. Самарканд, ул. Магистральная, 9 тел:+998 66 232 90 14 моб:+998 66 226 76 88 факс: +998 66 222 76 88 Email: avestan@rol.uz      http://artuchsamarkand.narod.ru/ Проживание нам обошлось 8$ на человека без  питания (завтрака). В стоимость входит регистрация на территории Узбекситана.

Бюджет не превысил запланированный перед походом суммы.
Для посещения Узбекистана и Таджикистана гражданам Украины требуется иметь в наличии загранпаспорт, куда ставятся штампы о пересечении границы. При нахождении на территории Узбекистана и Таджикистана до 90 дней виза не требуется. Отменена обязательная регистрация в органах миграционной службы. Достаточно отметок на почте и органах местного самоуправления. Для прохождения участка Юкары-Мачай - пер. Коккамар - Бахча необходимо запастись письмом какой-нибудь спортивно-общественной организации (с синей печатью) в котором указан подробный маршрут похода.
Валюта. Менять деньги желательно в Ташкенте, Душанбе или других крупных городах. В мелких населенных пунктах поменять валюту невозможно. Наиболее распространенными для обмена валютами являются американские доллары, евро и российские рубли. В Узбекистане процветает черный рынок валюты потому, что курс Нац. Банка 1$=1900 сум, а на черном рынке 1$=2800 сум. В Таджикистане такого нет, обмен происходит цивилизованно.
Язык общения. С местным населением мы общались на русском языке, которым владеет подавляющее большинство населения страны.
В горах достаточно большое количество источников питьевой воды (родники, мелкие горные реки, водопады…). В целом, проблем с обеспечением группы водой не было.
Сезон похода.  Середина июля – август, вот самое благоприятное время по проведению походов в этом регионе -  относительно низкий уровень воды в реках ледникового питания; перевалы открыты для прохождения, стабильная погода, но на долинных участках температура доходит до 40-42 градусов и это в тени.
Поломки. Перед походом проводилась тщательная подготовка техники.
Просто замучили проколы, особенно на долинных участках, где много колючей растительности. Других серьезных поломок не было. Как для велопохода высокой категории сложности общее количество поломок и проколов было небольшим.
Покрышки на всех велосипедах подходили для использования на каменистых горных дорогах.
Специальное снаряжение. При прохождении маршрута необходима страховочная веревка на высокогорных участках крутого подъема – спуска.
Еда. Из Украины привезли с собой только сало, сухари,  и некоторые другие продукты. По ходу движения в населенной местности, в самое жаркое время, мы постоянно обедали и отдыхали в чайхоне.
Поскольку большая часть маршрута проходила в безлесой зоне, для приготовления пищи использовались хорошо зарекомендовавшие себя мультитопливные горелки. В качестве топлива применялся бензин. В лесистой зоне долины р Мачайдарьи и р. Сангардак готовили на костре.
Веломастерских, на которые можно было бы рассчитывать в случае ремонта, в Узбекистане – Таджикистане практически нет. Исключение – столицы Ташкент и Душанбе.
По поводу гостеприимности местных жителей – только самое благоприятное впечатление, большей частью встречаются очень интересные и гостеприимные жители.
Цены на продукты практически совпадают с украинскими, но на некоторые товары немного выше.

Смета расходов на поход на 1 чел.                                              (грн.)

- поезд Днепропетровск – Знаменовка – Харьков                     110 грн.
– поезд Харьков – Ташкент                                                         1646-60 грн.
- автобус Ташкент – Самарканд                                                  160 грн.
- проживание на т\б Артуч                                        8$               68 грн.
- проживание в гостинице Пойтахт, Душанбе          20 $            164 грн.
- проживание на т\б Искандеркуль                           40 сом        68 грн.
- джип-такси Айни-Ура-Тюбе                                    35 сом        56 грн.
- Опель-такси Ура-Тюбе – Худжанд                         20 сом        32 грн.
- м\автобус-такси Худжанд-Бустон                           30 сом        48 грн.
- Дэу-Дамас такси Граница-Ташкент 25000 сум      9$               73 грн.
- поезд Ташкент – Харьков 445.714 сум                  160$           1305 грн.
- Харьков – Синельниково-1 – Дн-вск                                         32грн.
- расходы на питание в течение всего похода                             300 гр.
- личные расходы                                                                         200 грн.
- покупка снаряжения, аптечка, бензин, и др. мелкие расх.                 120 грн.

ИТОГО:    4.382 грн. = 535 $

Приложение № 1 Фотографический материал



Фото № 1. Самарканд, Турбаза Артуч. Начало похода.



Фото № 2. Самарканд. ж\д вокзал.


Фото № 3. Участок дороги подъезда к пер. Тахтакарача.


Фото № 4. Начальный участок подъема на пер. Тахтакарача


Фото № 5. Базарчик изюма, орехов на пер. Тахтакарача


Фото № 6. Шахрисабз, памятник Амиру Тимуру и Ак-Сарай.


Фото № 7. На выезде из Шахрисабза.


Фото № 8. Ночевка за водохранилищем.

 


Фото № 9. Встреча с германским велотуристом.


Фото № 10. Встреча с мером г. Гузар.


Фото № 11. Участок дороги Гузар - Гумбулак


Фото № 12. Ночевка перед спуском в к. Гумбулак


Фото № 13. Въезжаем в к. Карашина


Фото № 14. Подъем на пер. Акрабат. Впереди виден ж\д мост.


Фото № 15. Въезд в к. Акрабат


Фото № 16. Пер. Акрабат 1636 м. а\м.


Фото № 17. Ночевка возле озера, рядом с дорогой.


Фото № 18. Спуск с пер. Акрабат.


Фото № 19. Спуск с пер. Акрабат.


Фото № 20. Въезд в к. Дербент.


Фото № 21. Чайхона в Дербенте, встреча с бельгийскими туристами


Фото № 22. Въезд в каньон по дороге на к. Юкары-Мачай



Фото № 23. Дорога по каньону р. Мачайдарья.


Фото № 24. Въезд в к. Паст-Мачай.


Фото № 25. В к. Юкары-Мачай.


Фото № 26. Ночевка возле реки за к. Юкары-Мачай.


Фото № 27. Дорога по долине реки к к. Кызылнаур


Фото № 28. Иногда дорога идет возле самой реки.


Фото № 29. Встречаются мостики.


Фото № 30. Перед к. Кинтала мостик, начинается тропа.

>>продолжение отчета на странице-2 >>