Федерация Спортивного Туризма Украины

Днепропетровская областная федерация спортивного туризма
Отчет

(Web-версия)
о велосипедном спортивном туристском походе ПЯТОЙ категории сложности по Узбекистану и Таджикистану (Фанские горы), совершенном с 7 по 30 июля 2006 г.
(в Чемпионате Украины по спортивным велопоходам 5-6 к.с. в декабре 2006 года, занял 2-е место)

Маршрутная книжка № 6/06 (У-ЦМКК 4-Вл-06)
Руководитель группы: Андрушевич Алексей Юрьевич
г. Днепропетровск, тел. (8056)796 2080, (80562)320234

1.Справочные сведения о походе

1.1.Подробная нитка маршрута.
Велопоход 5-й категории сложности по Узбекистану и Таджикистану в июле 2006 года проходил по следующему маршруту:
г. Карши - г. Самарканд - г. Пенджикент - к. Шинг - Маргузорские озера - к. Тиоглы-пер. Тавасанг 3306м, н/к - р. Арчамайдан - пер. Дукдон 3812м, 1А - р. Дукдон - к. Сарытаг - оз. Искандеркуль - п. Зерафшан II - пер. Анзоб 3372 м а\д- г. Душанбе - п. Яван - г. Нурек - п. Дангара - п. Кангурт - п. Болджувон - п. Ховалинг - к. Сиефарк - пер. Харсанг 2670 м а\д- п. Тавильдара - г. Комсомолабад - г. Обигарм - г. Вахдат (ранее Орджоникидзеабад) - г. Душанбе.

1.2.Технические данные:

Общая протяженность маршрута 1115,49 км, из них:
- по асфальту 808,46 км;
- грунтовые дороги 241,74 км,
- тропы и горные дороги 59,11 км;
- без тропы - 4,70 км;
- ледник - 1,48 км.
Чистое ходовое время - 94ч 53мин.
Средняя скорость движения 11,80 км/час.
Набор высоты за весь поход составил: по прибору VDO 15.000 метров, по картографическим расчётам 12.500 метров
Длительность похода 24 дня, из них:
- чистых ходовых 22 дня;
- одна дневка;
- две полудневки;

Шифр МКК, давшей разрешение на проведение похода: Украинская ЦМКК 100-00-66665555.

1.3 Сведения об участниках велопохода

УЧАСТНИКИ
ГОД РОЖДЕНИЯ
ОБЯЗАННОСТИ В ПОХОДЕ
ОПЫТ УЧАСТИЯ в велопоходах
1
Андрушевич Алексей Юрьевич
1962
руководитель
5у, Памир; 4р, Крым; 5у Карпаты
2
Погребной Юрий Владимирович
1970
завхоз
4р, Крым; 4у Карпаты
3
Витченко Владимир Михайлович
1962
механик
5у Памир; 3у, Казахстан (Мангышлак)
4
Пантюшков Алексей Михайлович
1963
фотограф
4у, Крым; 5у Карпаты
5
Павленко Игорь Анатольевич
1977
медик
4у, Крым; 5у Карпаты
6
Закора Евгений Валентинович
1987
пом. механика
4у, Крым; 5у Карпаты
7
Дзюбак Владимир Васильевич
1947
завхоз по снаряжению
3у, Крым

2.Организация велопохода

Начало маршрута г. Карши
Дорога на Самарканд
Махнул не глядя
Въезжаем в Самарканд
Ансамбль Регистан 15 -17 века и ансамбль "имени Листопрокатного цеха"
Дорога на Пенджикент
Въезд в Пенджикент
Начались горы
Таджикский кишлак
Долина сужается
Деревянный мост
Подъём у оз. Нежигон
Озеро Гушор
Озеро Маргузор
Озеро Сая
Подъём продолжается
Школа кишлака Падруд
Жаль, что это не старик Хоттабыч и не ковёр-самолёт
Подъём за к. Падруд
Начало подъёма не пер. Тавасанг
Подъём на пер. Тавасанг
По горной тропе
Пер. Тавасанг
Вид с перевала
Спуск с перевала
Узкая тропа
Узкая долина
Ночёвка на тропе
Спуск в долину
Серпантин тропы
Спуск в долину
Горная тропа
Мост через р.Арчамайдан
По долине реки
Перевал Дукдон уже виден
Рюкзаки на плечи
Перевал Дукдон
Последний взлёт - он трудный самый
Каменные "грибы"
Траверс снежника
Погода в горах переменчива
Ледник
Трещины на леднике
Спуск с пер. Дукдон
Спуск продолжается
Тропа очень крутая
Встречаются осыпи
Крупные осыпи на спуске
Долина реки к озеру Искандеркуль
Дорога к озеру
Озеро Искандеркуль
Озеро Александра Македонского - Искандеркуль
Вид на оз. Искандеркуль
Снежник на подъёме к пер. Анзоб
Перевал Анзоб
Спуск к Душанбе
Зелёный базар г. Душанбе
Но арбузы внутри уже красные
г. Нурек
Дорога на Бальджувон
Дорога по долине р. Яхсу
Лагерь старателей "Памир" - здесь моют золото
Дорога по долине к Тавильдаре
Мост в Тавильдаре
Дорога на Вахдат
Много брошенной военной техники, но Велотуристы - За Мир во всём Мире
Река в узкой долине
Дорога отходит от реки
Гостеприимство местных жителей
Дорога на Вахдат

Со времен развала Советского Союза, республику Таджикистан велотуристы почти не посещали. Многие думают, что война тут продолжается до сих пор. Оказалось, что все не так. Здесь всегда рады туристам, готовы помочь, угостить, напоить чаем. Данный поход был совершен для повышения велотуристского опыта, а так же побывать на знаменитом озере Александра Македонского - Искандеркуль, расположенном в Фанских горах. Совместные выезды на велосипедах начались в марте месяце. В мае, все участники похода прошли тренировочные походы 3 к.с. Особое внимание было уделено на подбор снаряжения, с целью увеличения его надежности, а так же, чтобы вес группового и личного снаряжения был минимальным. На общем собрании участников похода, был утвержден список продуктов, которые брались с собой. Так же была проведена предпоходная подготовка велосипедов, в ходе которой были заменены детали, выработавшие свой ресурс более 50% (по решению механика группы).

Начальный и конечный пункты похода были выбраны таким образом, чтобы удобно было осуществить подъезд к началу маршрута и отъезд после окончания похода. Поезд Москва - Душанбе и Душанбе - Москва удовлетворял данным условиям. Из Днепропетровска в Москву и из Москвы в Днепропетровск добирались поездом № 15/16.

Начало похода состоялось в г.Карши Республики Узбекистан, вместо г. Душанбе Республики Таджикистан по причине отсутствия транзитных виз для проезда по территории Республики Туркмении. О необходимости такой визы стало известно только в поезде.. Это было сообщено телеграммой из г.Самарканд. Вместо участка маршрута: г.Орджоникидзеабад - п.Айни - г.Пенджикент, был пройден участок: г.Карши - г.Самарканд - г.Пенджикент. Это вынужденное из менение маршрута не уменьшило заявленную категорию сложности маршрута. Заявленный маршрут, с учетом изменений, пройден всеми участниками похода.

Карта 1 участка:

Карши - Самарканд - Пенджикент

Карта 2 участка:

Пенджикент - оз. Искандеркуль - Душанбе - Нурек - Тавильдара - Душанбе

Высотный график маршрута

3. Техническое описание маршрута

Участок дороги: г.Карши - г.Самарканд; Протяженность участка - 162,10 км; Покрытие дороги: асфальт; Характер дороги: ровно, небольшие подъемы и спуски до кишлака Шур Кудук; Затем подъем на два, а/м перевала, дорога проходит по пустынной части Узбекистана, ближе к г. Самарканд кишлаки появляются чаще.

День 1 (07.07.2006) Погода: Ясно, сильный встречный ветер; tу=+20С, ясно tд=+40С, ясно tв=+25С, ясно.

0,00 км. - Ж/д вокзал г. Карши (Узбекистан) - начало маршрута, от вокзала ехать прямо по главной улице, небольшой спуск, почта.
10,00 км - развилка дорог, слева есть АЗС, ехать вправо;
10,50 км - мост через реку, справа за мостом из трубы бежит питьевая вода;
11,05 км - справа от дороги АЗС;
31,00 км - справа от дороги чайхана, слева - арык, деревья, родник;
32,00 км - влево дорога, есть деревья, хорошее место для отдыха;
50,92 км - к. Чардавар, магазины;
64,06 км - к. Еттон, магазин, базар
80,64 км - к. Шур Кудук, справа чайхана, слева есть колодец с питьевой водой;
81,50 км - место ночевки, начало подъема на первый, а/м перевал; Н=684 м. время - 20:15

Всего за день - 81,5 км. за 6ч. 15м.

День 2 (08.07) Погода: tу=+20С, ясно tд=41С , ясно, сильный встречный ветер, tв=+25С, ясно

85,50 км - конец подъема, спуск;
162,10 км - г. Самарканд, центр, памятник старины - ансамбль Регистан,

Участок дороги: г. Самарканд - к. Фильмандар; Протяженность участка - 81,42 км; Покрытие дороги: асфальт, щебень; Характер дороги: ровно, после поворота на к.Фильмандар начинается плавный подъем, после поста ГАИ начинается щебенчатая дорога.

163,57 км - круговое движение, ехать прямо;
170,71 км - развилка дорог, ехать влево в сторону Пенджикента;
185,26 км - мост ч/з р.Даргом;
195,94 км - мост ч/з реку, перед мостом вправо идет грунтовая дорога, ехать по ней вдоль реки;
197,02 км - заброшенный домик, посадка, место ночевки, Н=1000 м. время: 20:17, Ночевка перед Узбекско-Таджикской границей

Итого за день: 115,52 км. за 6:30

День 3 (09.07) Погода: tу=+24С, ясно tд=+40С, ясно tв=+26С, ясно

199,42 км - таможенный и пограничный контроль республики Узбекистан;
200,42 км - таможенный и пограничный контроль республики Таджикистан, начало небольшого подъема;
201,68 км - конец подъема, спуск;
216,30 км - г. Пенджикент (указатель),
221,67 км - центр г. Педжикента, базар;
222,14 км - слева от дороги АЗС, есть питьевая вода;
227,02 км - к. Суфиен, есть арык, деревья, хорошее место для отдыха;
228,52 км - развилка дорог, ехать по левой вверх;
240,30 км - шлагбаум, пост ГАИ;
241,52 км - развилка дорог, конец асфальта, ехать прямо;

242,67 км - развилка дорог, ехать влево ч/з мост;
243,37 км - второй мост, после моста начинается крутой подъем;
243,52 км - к. Фильмандар;

Участок дороги: к. Фильмандар - к.Тиоглы; Протяженность - 36,15 км; Покрытие: щебень, каменистая дорога; Характер дороги: подъемы и спуски, есть крутые участки дороги.

245,30 км - развилка дорог, ехать влево;
246,62 км - слева и справа от дороги есть фруктовый сад, слева в саду есть труба с питьевой водой;
248,65 км - справа от дороги - сторожка охранника какого-то гидросооружения, место ночевки. Ночевка на р. Могиендарья Н=1352; ночевку в 20:00

Всего за день - 51,63 км. за 3:30

День 4 (10.07) Погода: tу=+21С, ясно tд=+39С, ясно tв=+20С, ясно

251,55 км - слияние двух рек: Шинг и Могиендарья; впереди мост ч/з р. Шинг и дорога на к. Могиен, хорошее место для отдыха;
254,09 км - начало к. Вагаштон, фруктовый сад справа от дороги;
256,83 км - ехать вправо под ЛЭП, внизу справа течет р. Шинг;
257,47 км - к. Шинг, есть родник, магазин, крутой подъем,
262,77 км - к. Рушна, крутые подъемы;
264,51 км - первое из семи Маргузорских озер - оз. Нежигон,
265,16 км - конец озера, начала крутого подъема по серпантину, Крутой подъем от оз. Нежигон к оз. Сая начало оз. Сая,
266,43 км - конец подъема, спуск;
267,38 км - влево от дороги есть ровное место, деревья, место для отдуха;
267,87 км - крутой подъем и спуск к оз. Гушор,
268,42 км - начало подъема;
269,10 км - конец подъема, спуск к оз. Нофин,
270,80 км - слева от дороги видны домики,
273,62 км - к. Падруд, школа, дальше начинается крутой подъем к оз. Маргузор,
276,72 км - конец крутого подъема,оз. Маргузор, ночевка на берегу; Н =2207 м.; ночь в 19:20

Всего за день - 28,07 км. за 3:54

День 5 (11.07) Погода: tу=+10С, ясно tд=+18С, ясно tв=+14С, ясно

279,67 км - дорога вдоль озера, железный мостик ч/з речку, перед ним свернуть влево на тропу, идущую круто вверх, это начало подъема на пер. Тавасанг, к. Тиоглы,

Участок дороги: к.Тиоглы - пер.Тавасанг - к.Хумаригунг; Протяженность - 24,07 км; Покрытие: щебень, горная порода, камни; Характер дороги: тропа, крутой подъм на перевал, спуск с него, после моста ч/з р.Сарытаг спуск становится положе, есть опасные участки тропы над обрывом.

283,16 км - ровный участок, есть ручей;
283,35 км - деревянный мостик ч/з ручей;
284,07 км - ровный участок, слева от тропы бежит ручей, есть места под палатки;
285,97 км - перевальный взлет;
286,56 км - пер.Тавасанг, идти по средней тропе вниз, вдоль сухого русла р.Тавасанг;
288,53 км - слева от тропы есть ровное место, есть родник, ночевка, Н = 3062м; ночевка в 17:15

Всего за день - 11,81 км. за 2:35

День 6 (12.07) Погода: tу=+11С, ясно tд=+22С, ясно tв=+15С, ясно

290,13 км - летовка, люди, родник, тропа идет вправо и траверсирует холм, спуск к р.Сарымат
292,84 км - после спуска деревянный мост ч/з р.Сарымат, летовка, люди;
294,35 км - развилка троп, идти по левой вниз;
294,80 км - деревянный мост ч/з реку, впадающую в р.Сарымат;
294,97 км - деревянный мост на левый берег р.Сарымат,

288,12 км - мост ч/з р.Сарымат;
298,97 км - деревянный мост;
301,18 км - деревянный мост;
303,06 км - слева от тропы ровное место у реки, хорошее место для отдыха, тропа к к. Хумаригунг, после кишлака начинается широкая дорога, Дорога от к.Хумаригунг к слиянию рек Сарымат и Арчамайдан
303,74 км - к.Хумаригунг, ехать прямо.

Участок дороги: к.Хумаригунг - пер.Дукдон; Протяженность - 27,07 км; Покрытие: щебень, крупные камни, ледник; Характер дороги: после к. идет широкая дорога, по ней спуск до слияния рек Сарымат и Арчамайдан, затем начинается тропа, крутые подъемы, спуски, далее от бывшей тур стоянки, идет крутой подъем на перевал без тропы.

306,73 км - развилка, ехать прямо по крупному щебню, вправо дорога на мост ч/з р.Сарымат и далее к к. Вору;
307,06 км - слияние р.Сарымат и р.Арчамайдан, здесь лучше набрать воды в р.Сарымат, т.к. р.Арчамайдан очень мутная, идти вправо вдоль р.Арчамайдан. На этом месте стоит большой валун с еле видной маркировкой и надписью "пер.Дукдон", начало дороги на пер.Дукдон, Слияние р.Сарымат и р.Арчамайдан
308,40 км - деревянный мост ч/з р.Арчамайдан на правый (орографический) берег;
308,69 км - поляна, место ночевки, Н=2000м; ночевку в 18:30 Ночевка на берегу р.Арчамайдан

Всего за день - 20,16 км. за 3:45

День 7 (13.07) Погода tу=+11С, ясно tд=+16С, облачно, дождь tв=+7С, дождь

310,06 км - после крутого подъема, слева от тропы, есть летовка;
310,55 км - каменная изгородь, за ней есть родник, начало крутого подъема, Участок дороги на пер.Дукдон после ночевки
311,54 км - деревянный мост на правый (орографический) берег р.Арчамайдан;
311,65 км - справа с гор течет ручей с чистой водой;
312,74 км - мост ч/з р.Арчамайдан на правый (орографический) берег, начало крутого подъема;
315,19 км - конец крутого подъема, спуск по тропе и сыпучему грунту, Участок дороги на пер.Дукдон, спуск к р.Арчамайдан
315,41 км - место впадения р.Пштикуль в р.Арчамайдан, на противоположном берегу, видна летовка, Участок дороги на пер.Дукдон, р.Пштикуль впадает в р.Арчамайдан
316,42 км - мост ч/з р.Арчамайдан на левый (орографический) берег, начало крутого подъема на т.н. пер.Арчамайдан, Участок дороги на пер.Дукдон, мост ч/з р.Арчамайдан
317,40 км - конец подъема, небольшой спуск и сразу идет опять крутой подъем;
317,88 км - после крутого подъема между крупных камней, начинается небольшой спуск;
318,24 км - справа от тропы есть родник;
318,64 км - деревянный мост ч/з реку, сразу же за ним крутой последний подъем на пер.Арчамайдан;
319,42 км - пер.Арчамайдан или "висячая долина", впереди видна летовка;
320,01 км - летовка;
321,23 км - от летовки идти прямо, выход на большую поляну, впереди горы, идти влево ч/з реку на противоположный берег; берег крутой и тропа взбирается на него и заходит в лес;
321,66 км - выход на поляну, посередине нее огромный валун, слева от него искать тропу, начало подъема по заброшенной тропе, иногда без таковой, Участок дороги на пер.Дукдон, без тропы
322,52 км - конец подъема, небольшой спуск, слева внизу бежит река;
323,51 км - выход на большую поляну, затем тропа опять заходит в лес, небольшой подъем;
324,17 км - конец подъема;
324,41 км - слева видна река, небольшой спуск и идти вдоль нее, Участок дороги на пер.Дукдон, р.Дукдон
324,63 км - справа от тропы есть заброшенная туристская стоянка, место ночевки, Н=2998м; ночевку в 18:45 Ночевка под пер.Дукдон

Итого за день: 15,94 км. за 4:13

День 8 (14.07) Погода: tу=+5С, облачно tд=+2С, снег tв=+2С, дождь

325,38 км - тропы нет, участок с крупным камнем, Участок дороги на пер.Дукдон идти лучше влево ч/з реку, а затем вправо по траве вверх к морене;
326,20 км - поднялись на вторую морену, Участок дороги на пер.Дукдон
326,85 км - начало подъема на третью морену (мореный вал), идти лучше по правой (орографической) стороне морены, пересекли два раза ручей, исток р.Арчамайдан;
327,53 км - начало подъема на четвертый мореный вал;
328,33 км - пересекли речушку, продолжаем подъем, траверсируя, правый (орографический) склон морены;
329,33 км - выход на ледник, есть трещины, Участок дороги на пер.Дукдон, на леднике, трещина на леднике;
330,81 км - пер.Дукдон, ставим тур и пишем перевальную записку; спуск по узкой тропе левого края морены, пер.Дукдон Спуск с пер.Дукдон к р.Дукдон

Участок дороги: пер.Дукдон - оз.Искандеркуль; Протяженность - 27,34 км; Покрытие: сыпуха, участки без тропы между крупных валунов,крупная порода, грунт; Характер дороги: крутой спуск с перевала по узкой тропе, кое-где тропы нет, между крутыми спусками есть ровные площадки, крутой спуск продолжается до слияния двух рек- р.Дукдон и р.Каракуль, после этого места есть крутой подъем и спуск, дальше можно ехать по тропе на велосипеде; после моста ч/з р.Каракуль, тропа переходит в широкую автомобильную дорогу, она продолжается до оз.Искандеркуль, после к.Сарытаг подъем, а затем спуск к озеру.

333,89 км - справа от тропы ровное место возле р.Дукдон, место ночевки, Н=3435м; ночевку в 18:40 Ночевка у р.Дукдон

Итого за день: 9,26 км. за 2:32

День 9 (15.07) Погода: tу=+5С, ясно tд=+30С, ясно

334,87 км - крутой спуск по тропе к р.Дукдон, крупный камень, Спуск с пер.Дукдон к р.Каракуль
335,28 км - р.Дукдон, поляна, хорошее место для отдыха;
336,17 км - конец спуска по крупным валунам;
337,15 км - после спуска выход на поляну, есть арча, рядом р.Дукдон;
337,64 км - пересекли ручей, начало спуска по валунам, Спуск с пер.Дукдон к р.Каракуль
338,52 км - ровное место у р.Дукдон, водопад, крутой спуск продолжается;
340,00 км - место слияния двух рек-р.Дукдон и р.Каракуль,поляна со старыми кострищами, есть дрова, место отдыха (полу дневка), Ночевка у слияния р.Дукдон и р.КаракульН=2586м; дневки в 13:00

Итого за день: 6,11 км. за 1:31

День 10 (16.07) Погода:tу=+10С, ясно tд=+35С, ясно

340,85 км - пересекли ручей;
341,11 км - вправо тропа на деревянный мост ч/з р.Каракуль, идти влево, начало крутого подъема;
341,25 км - конец подъема, камни;
341,72 км - после неочень крутого спуска, тропа выполаживается, но спуск продолжается;
341,85 км - поляна у реки, хорошее место для отдыха;
342,07 км - мост ч/з реку, ехать прямо;
344,60 км - влево идет вверх тропа к летовке, идти прямо без тропы вдоль реки;
344,96 км - мост ч/з р.Сарытаг, за мостом появляется широкая автомобильная щебенчатая дорога;
346,64 км - переход ручья, можно набрать питьевой воды, впереди небольшой подъем;
346,88 км - шлагбаум, спуск продолжается;
347,84 км - начало к.Сарытаг;
348,25 км - слева от дороги магазин, есть все;
348,65 км - за к.Сарытаг развилка дорог, ехать влево;
349,03 км - железный мост ч/з р.Сарытаг, начало подъема;
349,89 км - конец подъема, спуск к оз.Искандеркуль, крупный щебень, Спуск к оз.Искандеркуль после к.Сарытаг
352,70 км - конец спуска, развилка дорог, ехать влево, дорога идет вдоль оз.Искандеркуль,
358,15 км - асфальт, базы отдыха, за выездом с озера начинается подъем на а/м пер. Комсомольский (название перевала взято из предыдущих отчетов групп велотуристов);

Участок дороги: оз.Искандеркуль - к.Зеравшан-2; Протяженность - 24,04 км; Покрытие дороги: асфальт; Характер дороги: крутой спуск с перевала первые 2-3 км, затем плавный спуск до п.Зерафшан-2.

360,64 км - конец подъема, пер.Комсомольский, Спуск с пер. Комсомольский к п.Зерафшан-II
365,92 км - справа от дороги есть родник;
368,74 км - мост ч/з р.Искандердарья;
369,74 км - к.Дижик;
373,53 км - к.Хайроибед, слева от дороги есть магазин, питьевая вода (кран);
382,19 км - за мостом п.Зерафшан-II, развилка дорог ехать вправо;

Участок дороги: п.Зерафшан-2 - пер.Анзоб; Протяженность - 50,51 км; Покрытие дороги: плохой асфальт, щебень; Характер дороги: плавный набор высоты, крутой участок дороги после серпантин;

386,44 км - к.Работ;
400,45 км - дорога выходит из ущелья р.Ягноб, ровное место, справа у берега р.Ягноб есть место для отдыха, ночевка, Н=2105м; ночевку в 20:30 Место ночевки у дороги Айни-Душанбе

Итого за день: 42,54 км. за 2:10

День 11 (17.07) Погода tу=+11С, ясно tд=+27С, ясно tв=+20С, ясно

404,95 км - к.Тахфон;
411,45 км - к.Анзоб;
414,30 км - мост ч/з р.Ягноб;
415,52 км - слева от дороги есть чайхана, питьевая вода, начало крутого подъема на пер.Анзоб, конец плохого асфальта, щебень, камни, Участок дороги на пер.Анзоб за мостом ч/з р.Ягноб
419,91 км - виток серпантина, слева с гор бежит река;
424,59 км - справа от дороги ошхона, есть родник типа "Нарзан";
432,70 км - пер.Анзоб, фото спуск с перевала Спуск с пер.Анзоб к г.Душанбе

Участок дороги: пер.Анзоб - г.Душанбе; Протяженность- 90,78 км; Покрытие дороги: асфальт, есть участки дороги без него; Характер дороги: крутой спуск после перевала, серпантин, после к., спуск становится положе, на протяжении всей дороги до г.Душанбе вдоль р.Варзоб есть ошхона и чайхана, стоящих плотно друг к другу.

442,00 км - справа от дороги есть родник, дальше есть места с питьевой водой;
451,45 км - к.Намозгох;
475,95 км - ехать прямо, вправо дорога к Ходжа Обигарм;
504,45 км - единственное место возле берега р.Варзоб, где можно поставить палатки, место ночевки, Ночевка на берегу р.Варзоб у п.Варзоб, Н=1095м; ночь в 21:10

Итого за день: 104,00 км. за 8:19

День 12 (18.07) Погода tу=+25С, ясно tд=+30С, ясно tв=+28С, ясно

508,64 км - справа от дороги т/б "Варзоб", сдаются комнаты, цена проживания от 20 сомони;
523,48 км - г.Душанбе, центр, "зеленый базар", ул.Чехова, здесь находится Туркменское консульство;

Участок дороги: г.Душанбе - п.Яван - г.Нурек- п.Ховалинг; Протяженность - 293,31 км; Покрытие: асфальт, за п.Больджувон дорога смыта сошедшим селем, ехать по сухому руслу р.Обимазор, камни, за третьим мостом ч/з реку начинается щебенка, далее везде асфальт; Характер дороги: от Душанбе до Явана есть несколько а/м перевалов; от Явана до Нурека один а/м перевал; от Нурека до Дангары один а/м пер.Шар Шар; от Дангары до Ховалинга а/м перевал и долгий спуск к Ховалингу.

545,15 км - от "зеленого рынка" ехать прямо по главной дороге, за г.Душанбе развилка дорог, ехать влево к п.Яван;
547,95 км - влево дорога к к.Хасанабад, здесь можно набрать питьевой воды;
549,79 км - вправо уходит грунтовая дорога к заброшенному дому, место ночевки, Ночевка за г.Душанбе Н=997м; ночевку в 19:48

Итого за день: 45,34 км. за 2:57

День 13 (19.07) Погода tу=+25С, ясно tд=+35С, ясно tв=+30С, ясно

555,04 км - первый а/м перевал от г.Душанбе к п.Бурма;
557,77 км - второй а/м перевал от г.Душанбе к п.Бурма;
561,24 км - п.Бурма, центр;
566,04 км - первый а/м перевал от п.Бурма к г.Нурек;
569,54 км - второй а/м перевал от п.Бурма к г.Нурек;
573,49 км - п.Муханазор, спуск продолжается;
580,29 км - указатель п.Дахана,
581,32 км - справа от дороги магазин, начало п.Дахона;
583,49 км - развилка дорог, ГАИ, поворот влево к г. Яван;
585,30 км - развилка дорог, поворот влево;
587,20 км - начало г. Яван;
593,49 км - горисполком г. Яван;
595,64 км - развилка дорог, поворот влево, начало подъема;
605,29 км - на подъеме есть дорога влево, ехать по ней, место ночевки, Ночевка у дороги Яван-Нурек Н=1111м; ночевку в 17:30

Итого за день: 55,50 км. за 3:33

День 14 (20.07) Погода tу=+25С, ясно tд=+45С, ясно tв=+30С, ясно

612,69 км - развилка дорог, ехать вправо к к.Чармагази Якка;
613,39 км - к.Чармагази Якка, начало спуска по старой дороге к г.Нурек;
625,52 км - выезд на новую дорогу Орджоникидзеабад - Нурек;
627,75 км - развилка дорог, перед ней пост ГАИ, ехать влево к Нуреку;
628,65 км - г.Нурек (указатель), г.Нурек (Норак- название по-таджикски)
636,14 км - г.Нурек, центр, почта, телефон, магазины;
643,50 км - за г.Нерек поворот влево на дорогу из бетонных плит, каръер,деревья, место отдыха; здесь была вынужденная дневка, т.к. руководитель и фотограф поехали в г.Душанбе за транзитными визами , чтобы проехать на поезде Душанбе-Москва ч/з Туркмению;

Итого за день: 38,21 км. за 3:09

День - 15 (21.07) Погода tу=+30С, ясно tд=+45С, ясно tв=+36С, ясно

643,77 км - от каръера ехать прямо в сторону Нурека, развилка дорог, ехать влево;
644,90 км - развилка дорог, ехать прямо, слева видна р.Вахш;
647,65 км - развилка дорог, ехать прямо под ЛЭП;
648,92 км - трасса Нурек - Куляб, ехать влево, начало подъема на пер.Шар Шар;
659,78 км - пер.Шар Шар, пост ГАИ, есть базарчик, начало спуска, пер.Шар-Шар
664,70 км - конец спуска с пер.Шар Шар, начало подъема на пер. 1468м, спуск к п.Дангара
667,90 км - пер.1468 м, начало спуска;
673,00 км - начало к.Ходжарки (Себистон), конец спуска, подъем;
679,50 км - конец подъема спуск;
686,00 км - канал с водой, можно купаться;
688,13 км - мост ч/з реку, хорошее место для купания;
693,06 км - начало п.Дангара, справа от дороги есть магазин;
694,30 км - п.Дангара, центр, ехать влево, вдоль улицы много кранов с питьевой водой;
697,00 км - справа АЗС, за ней в поле справа от дороги видны большие трубы с водой (что-то типа фонтанов), есть деревья, хорошее место для отдыха, конец п. Дангара,
699,25 км - за п. Дангара начинается крутой подъем, дорога покрыта не асфальтом, а гудроном, колеса в нем вязнут;
701,03 км - конец подъема, спуск;
701,25 км - начало следующего подъема;
701,81 км - конец подъема, спуск;
706,53 км - г.Гаргара, есть магазин, вода привозная;
710,50 км - справа от дороги стоит заброшенный асфальтовый завод, слева на пригорке стоит дом с людьми, место ночёвки Н=916м; ночевку в 19:17

Итого за день: 67,00 км. за 5:00

День 16 (22.07) tу=+20С, ясно tд=+30С, ясно tд=+40С, ясно

744,50 км - начало к.Даганомак;
747,25 км - конец кишлака;
748,82 км - п.Кангурт, есть базар;
750,60 км - в п.Кангурт развилка дорог, ехать вправо ч/з мост, начало крутого подъема, слева есть базар;
756,15 км - конец подъема, спуск, дальше опять подъемы и спуски;
760,50 км - начало Больджувонскрго р-она, Больджувонский районсправа есть кран с питьевой водой, ГАИ, спуск;
767,55 км - конец спуска, подъем;
768,43 км - конец подъема, спуск;
773,99 км - центр п.Больджувон, телефон и телеграф, чайхана, дневной отдых; в 2002 году президент Таджикистана объявил своим указом Больджувон - Центром Международного туризма;
774,92 км - за вторым мостом ч/з р.Сурхоб дорога разрушена сошедшим селем, ехать приходится по долине р.Обимазар, Дорога по руслу р.Обимазар за п.Больджувон
776,79 км - третий мост ч/з р.Обимазор, начало крутого подъема на а/м перевал Больджувон - Ховалинг, дорога щебенчатая;
779,00 км - начало асфальта;
794,79 км - а/м перевал, развилка дорог, ехать вправо, спуск; км - справа от дороги родник;
816,79 км - центр п.Ховалинг, "Сорок чинар" - местное место отдыха, здесь мы ночуем, есть питьевая вода, Ночевка в парке "Сорок чинар" Н=1522м; ночевку в 21:00

Итого за день: 76,29 км. за 7:26

День 17 (23.07) Погода tу=+20С, ясно tд=+20С, ясно tд=+43С, ясно tв=+26С, ясно

Участок дороги: п.Ховалинг - пер.Харсанг - п.Тавильдара; Протяженность - 84,89 км; Покрытие дороги: плохой асфальт, перед перевалом з Ховалингом начинается щебенчатая дорога, вдоль р.Яхсу, дорога камянистая, асфальт появляется в п.Тавильдара; Характер дороги: подъем на перевал за Ховалингом и крутой спуск с него, вдоль р.Яхсу идет дорога ровно с незначительными подъемами и спусками до п.Шугноу, затем начинается подъем к лагерю старателей "Памир", после л/с крутой подъем на пер.Харсанг (идем пешком) и крутой спуск с перевала.

817,00 км - райисполком, от него на втором перекрестке дорог, ехать прямо;
819,49 км - развилка дорог, ехать прямо;
820,64 км - развилка дорог, ехать вправо, слева автобусная остановка, Развилка дорог за п.Ховалинг
823,18 км - развилка дорог, ехать влево, начало подъема на перевал от п.Ховалинг к р.Яхсу;
827,34 км - заканчивается асфальт, начинается каменистая дорога, Участок дороги п.Ховалинг-р.Яхсу-к.Сиёфарк
829,19 км - перевал, Перевал от п.Ховалинг к р.Яхсу
834,59 км - развилка дорог на спуске с перевала, ехать по левой;
834,83 км - слева от дороги есть родник;
837,09 км - спуск заканчивается, мост ч/з р.Яхсу, затем крутой подъем;
837,69 км - мост ч/з реку (разрушен), брод, подъем, Брод р.Яхсу по дороге к к.Сиёфарк
838,19 км - конец подъема, справа видны дома, дорога идет влево по пустынной местности, р.Яхсу далеко слева, Участок дороги п.Ховалинг-р.Яхсу-к.Сиёфарк
842,00 км - мост ч/з р.Яхсу, небольшие подъем и спуск, затем ровно;
843,84 км - справа от дороги есть родник;
844,59 км - к.Зилолак, справа есть родник,
848,77 км - после двух крутых подъемов по крупному камню дорога выполаживается, развилка, ехать вправо, слева видны дома;
849,69 км - мост ч/з р.Яхсу, небольшой подъем;
851,15 км - мост ч/з р.Яхсу;
857,15 км - мост ч/з р.Яхсу, за ним небольшой подъем и начало к.Тигавун;
859,81 км - к.Сиефарк;
860,94 км - после крутого подъема и поворота дороги влево, справа расположена милиция к.Сиефарк, место ночевки; Н=1832м; ночевку в 19:00 Место ночевки в к.Сиёфарк

Итого за день: 44,15 км. за 4:59

День 18 (24.07) Погода tу=+20С, ясно tд=+30С, ясно tв=+25С, ясно

863,66 км - мост ч/з р.Яхсу, после него крутой подъем;
866,40 км - деревянный мост ч/з ручей;
870,64 км - к.Шугноу, перед ним крутой подъем, затем развилка дорог, ехать по левой вниз, Участок дороги к.Сиёфарк - п.Тавильдара, за к.Шугноу
876,44 км - крутой подъем, после подъема развилка дорог, ехать по левой;
882,62 км - лагерь старателей "Памир" Участок дороги к.Сиёфарк-п.Тавильдара, лагерь старателей "Памир"от лагеря идет дорога на пер.Харсанг, подъем на перевал, Подъем на пер.Харсанг за л/с "Памир"
886,40 км - пер.Харсанг, спуск с перевала. Спуск с пер.Харсанг к п.Тавильдара
888,47 км - влево вниз идет сократительная дорога к опорам ЛЭП, лучше ехать прямо;
889,73 км - слева к дороге примыкает сократительная дорога, справа внизу видна река;
890,15 км - брод р.Обизагор, Участок дороги пер.Харсанг-п.Тавильдара, брод р.Обизагор
896,33 км - появились первые жилые дома;
899,03 км - мости ч/з р.,развилка дорог, вправо дорога в поселок, можно ехать по левой вдоль реки;
899,59 км - в поселке перекресток дорог, ехать влево;
900,28 км - мост ч/з р., за мостом ехать вправо, небольшой спуск;
901,68 км - п.Тавильдара, начало асфальта;

Участок дороги: п.Тавильдара - п.Обигарм; Протяженность - 111,67 км; Покрытие дороги: плохой асфальт, большая часть дороги без асфальта, щебенка; Характер дороги: после п.Тавильдара дорога ровная, после слияния рек Обихингоу и Сурхоб начинаются крутые подъемы и спуски.

903,43 км - мост ч/з р.Обихингоу за п.Тавильдара, за ним ехать влево, пост ГАИ,
908,93 км - мост, начало крутого подъема;
909,08 км - кишлак, есть вода, спуск;
914,94 км - справа от дороги поляна, место ночевки, Ночевка у дороги п.Тавильдара-п.Либаджар Н=1644м; ночевку в 21:05

Итого за день: 54,00 км. за 7:14

День 19 (25.07) Погода tу=+20С, облачно tд=+40С, ясно tв=+30С, ясно

916,93 км - начало подъема;
924,53 км - конец подъема, ровно, к.Чильдара;
931,29 км - после крутого подъема справа от дороги течет родник;
937,89 км - начало подъема, справа от дороги течет горная река;
940,63 км - подъем продолжается, справа от дороги озеро, место отдыха, Участок дороги п.Тавильдара-п.Либаджар, "Голубое озеро"
943,51 км - выезд из к.Яфуч, Участок дороги п.Тавильдра-п.Либаджар, к.Яфуч
947,93 км - к.Кафтаргузар, спуск. Участок дороги п.Тавильдара-п.Либаджар, к.Кафтаргузар затем крутой подъем;
953,09 км - конец подъема, спуск;
957,03 км - мост;
957,93 км - п.Либаджар, справа от дороги есть магазин, ехать влево начался хороший асфальт;
964,09 км - на спуске справа у дороги есть родник;
965,50 км - мост ч/з р.Сурхоб, слева внизу у реки место ночевки, Ночевка на берегу р.Обихингоу Н=1275м; ночевку в 19:30

Итого за день: 55,57 км. за 4:28

День 20 (26.07) Погода tу=+20С, ясно tд=+40С, ясно tв=+31С, ясно

971,80 км - развилка дорог, вправо - к.Нуробад, ехать влево, начало крутого подъема, Участок дороги п.Либаджар - п.Обигарм
977,59 км - к.Кобуджар, небольшой ровный участок дороги и затем начало подъема;
979,50 км - конец подъема, справа у дороги есть родник;
986,77 км - развилка дорог, ехать вправо;
988,40 км - к.Чараада, спуск;
992,02 км - конец спуска, дома;
998,40 км - мост ч/з речку, начало подъема;
1000,99 км - справа от дороги есть родник, подъем продолжается;
1003,30 км - конец подъема;
1004,89 км - начало подъема, справа от дороги есть ошхона;
1011,72 км - подъем продолжается, начало п.Обигарм;
1013,35 км - центр п.Обигарм;

Участок дороги: п.Обигарм - г.Душанбе; Протяженность - 102,14 км; Покрытие дороги: асфальт; Характер дороги: подъем до к.Мискинабад, затем плавный спуск к г.Душанбе с незначительными подъемами и спусками;

1016,59 км - после моста начало подъема, справа от дороги есть родник;
1017,35 км - развилка дорог, ехать вправо, влево - п.Рогун, Участок дороги п.Обигарм - г.Душанбе
1019,43 км - слева от дороги домик, по приглашению хозяев останавливаемся на ночевку; Н=1623м; ночевку в 19:10

Итого за день: 53,93 км. за 5:38

День 21 (27.07) Погода tу=+20С, ясно tд=+30С, ясно tв=+25С, ясно

1020,86 км - конец подъема, спуск;
1029,81 км - к.Мискинабад;
1052,12 км - к.Дубеда, Участок дороги п.Обигарм - г.Душанбе, к.Дубеда
1059,03 км - п.Файзобад, почта, магазины;
1080,20 км - к.Кальсултони, слева от дороги есть родник;
1085,81 км - п.Чулямазор, ночевка;

Итого за день: 66,38 км. за 3:55

День 22 (28.07) Погода tу=+25С, ясно tд=+32С, ясно

1090,56 км - г.Вахдат (бывш.Орджоникидзеабад),
1092,56 км - круговое движение, ехать прямо ч/з мост;
1094,73 км - справа от дороги есть АЗС, влево дорога идет к озеру;
1095,13 км - озеро, место полу дневки, Место полудневки на озере за г. Вахдат Н=1095м; ночевку в 17:20

Итого за день: 9,32 км. за 1:02

День 23 (29.07) Погода tу=+25С, ясно tд=+33С, ясно tд=+35С, ясно

1106,82 км - указатель г.Душанбе,
1115,49 км - ж/д вокзал г.Душанбе,

Итого за день: 20,36 км. за 1:05

4. Меры безопасности на маршруте

Первая задача сложного велопохода - безопасность всех членов группы, предупреждение случаев аварий и травматизма в различных ситуациях и неблагоприятных метеоусловиях на маршруте. При подготовке маршрута, были заложены основы проведения безаварийного похода, это - разработка маршрута, определение тактики прохождения маршрута, подготовка группы, снаряжения и составление графика движения. Для составления графика движения, были собраны материалы о маршруте, о труднодоступных для велотуристов участках и путях подхода к ним. Т.к. участники похода давно знают друг друга, много раз выезжали вместе в походы выходного дня и категорийные походы, физическая подготовка была у всех на одном уровне, считалось, что техническая и специальная подготовка соответствовала данному маршруту. В походе, на крутых асфальтированных спусках, между велосипедистами было расстояние 20 -25м, скорость движения ограничивалась 30 - 35км/час. На узких горных дорогах и тропах шли по одному человеку, на спусках по ним же, шли пешком, ведя велосипеды в руках. Каждый участник похода, на опасных участках маршрута, одевал велошлем! Благодаря выполнению всех требований техники безопасности на маршруте, группа прошла поход без существенных поломок и происшествий.

5. Итоги путешествия, выводы, рекомендации

Спортивный туристский поход по Узбекистану и Таджикистану пройден велотуристами г. Днепропетровска. Участок маршрута: р.Арчамайдан - пер.Дукдон - оз.Искандеркуль по нашим предположениям, можно считать велопервопрохождением. При изучении материалов о данном районе, сведений о посещении его велотуристами не было. Посещение оз.Искандеркуль обычно было радиальным: (п.Зерафшан-II - пер.Комсомольский а/м - оз.Искандеркуль - пер.Комсомольский а/м - п.Зерафшан-II).

Для туристов, отправляющихся поездом в Таджикистан, советуем обязательно получить транзитную туркменскую визу. При посадке в вагон, проводники предупреждают, что без нее проехать территорию Туркменистана невозможно! При обратном выезде из Таджикистана, такую визу можно получить в консульстве Туркмении в г. Душанбе на ул.Чехова, возле "Зеленого рынка", рядом с ж/д вокзалом. Стоимость ее: для граждан Украины - 31 доллар США, для граждан России - 65 долларов США. Срок получения визы - 3 дня. Желательно иметь с собой две фотографии, размером как на загранпаспорт.

Также следует учесть, что неизбежны дополнительные расходы при погрузке в поезд в одну сторону - 300 Рос.рублей, при таможенном и пограничном контроле в г.Душанбе: 200 - 300 Рос. рублей - это с одного человека.

Валюта. С собой можно брать доллары США и Российские рубли. Поменять доллары и рубли на местную валюту (сомони) можно в любом крупном городе или поселке. Готовить пищу можно на примусах, бензин есть во всех населенных пунктах и очень дешевый, по сравнению с ценами в Украине. Мы использовали примус "Огонек" с горелкой от примуса "Шмель", который зарекомендовал себя с лучшей стороны. Перебоев в работе не было. Так же хотим порекомендовать для переноски груза в горной части маршрута, использовать заплечные рюкзаки. А чтобы уменьшить вес груза и сэкономить место в рюкзаке, можно снабдить удобными лямками валорюкзак для переноски его за плечами. Желательно наличие ботинок с жесткой подошвой у каждого участника похода.

6. Литература и картографический материал

1. Соколов В.А., Ильин В.С. Велосипедный туризм. Учебное пособие. М.: Рекламно-информационное бюро "Турист", 1992.
2. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР. Сост. Л.Б.Директор, - М.:Профиздат, 1990.
3. Топографическая карта Кыргызстана, Киевская военно-картографическая фабрика, издание 2002 г., м. 1:1 000 000.
4. Топографические карты, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, издание 1986г., Генштаб СССР, м. 1:500 000 и 1:100 000.

Приложение № 1. Смета расходов (на одного человека)

- билеты: поезд Дн-ск - Москва, Москва - Дн-ск - 138х2=276,00 грн;
- билеты: поезд Москва-Душанбе - 729,00 грн;
- билеты: поезд Душанбе - Москва - 683,00 грн;
- питание - 540,00 грн
- транзитная виза Туркмению 31 долл.США
- "бакшиш" в дороге - 1000 руб.

Итого: 2.230 грн. (это, примерно, = 470 долл. США) + 1000 руб.

Приложение № 2. Ремнабор

А. Список запчастей.
- Задняя втулка в сборе
- Передняя втулка
- Кареточный узел в сборе
- Система с педалями
- Спицы (по 10 шт. у каждого )
- Шарики диаметром 3;4;5;6 и 6,3 по10-30 шт
- Конуса передний и задний
- Тросики тормозной задний и заднего переключателя
- Собачки разные и кусок мягкой резины
- Камера (по 1-2 шт. у каждого )
- Клинья-2 шт.
- Винты и гайки в ассортименте
- Ниппельная резинка
- Шкурка
- Клей резиновый и заплатки
- Изолента
- Нитки с иголкой
- Кусок брезента
- Резиновый жгут
- Тормозные колодки ( по 2-6 шт. у каждого )
- Ось задняя с эксцентриком
- Шнур тонкий капроновый -15 м.
- Кусок покрышки
- Алюминиевая пластина для ремонта обода
- Куски разной проволоки
- Масло жидкое-0,5 л и солидол -100 гр.
- Цепь
- Покрышка

Б. Список инструмента

- Ключ разводной
- Ключ спицной
- Плоскогубцы
- Набор велоключей
- Пинцет
- Комплект шестигранников и отверток
- Надфили - треугольный, круглый и прямоугольный
- Коловорот со сверлом
- Кусок ножовочного полотна
- Топорик
- Выжимка для цепи
- Ключ торцевой 14 на 17
- Ключи рожковые на 13,14.15 и17
- Съемники для звездочек, шатунов, шестерика и картриджа
- Насос - 3 шт.
Общий вес запчастей и ремнабора - 4,0 кг.

В.Описание неисправностей и их устранение

За весь поход произошли следующие неисправности:
- прокол велокамер - 21;
- замена спиц заднего колеса - 10 шт;
- замена порезанной задней покрышки на новую.
Рекомендуем в поход брать каждому из участников: 2-3 велокамеры, латки, резиновый клей, несколько комплектов тормозных колодок, 10 шт. спиц. Насос лучше иметь каждому участнику похода.

Въезд в Вахдат
Въезд в Душанбе
Закупка восточных сладостей для дома
Встреча ! На вокзале Днепропетровска

  Яндекс.Метрика