Днепропетровская областная федерация спортивного туризма

Отчет
(Web-версия)
о велосипедном спортивном туристском походе 6 категории сложности по Кыргызстану, Центральный Тянь-Шань, совершенном с 26 июня по 19 июля 2007 г.

Маршрутная книжка 03/07 (Укр.ЦМКК 08-Вл-07) Руководитель: Андрушевич Алексей Юрьевич г. Днепропетровск, veloleks@bigmir.net тел. (0562) 320234

Справочные сведения о походе

.Подробная нитка маршрута.
Поход шестой категории сложности по Кыргызстану в июне - июле 2007 года проходил по следующему маршруту: г.Каракол - Ак Булак - пер.Чён Ашуу, а/м (3822м) - пос.Энильчек - пер.Теректи (3672м, 1А) - р.Уч-Кёль - пер.Эшегарт, н/к(3963м) - пос.Кара Сай - зим.Караколка - р.Каракол - пер.Кёбюргёнтю,н/к(3970м) - р.Ак Сай - Ак Сайская долина - оз.Чатыр-Кёль - пер.Тюз-Бель,а/м(3574м) - КПП "Карган-таш" - пер.Ак-Беит,а/м( 3285м) - пер.Кулак-Ашуу,а/м(3390м) - пос. Орто-Сырт - пер.Беурайлю,а/м(3400м) - пос.Угют - пос.Учкун - г.Нарын.

Технические данные.
Общая протяженность маршрута 1008,00 км, из них:
- асфальт 298,60 км;
- дороги с твердым покрытием - 54,91 км;
- каменистые дороги 6,50 км;
- грунтовые дороги 524,43 км;
- тропы - 82,80 км;
- без тропы - 14,72 км;
- по снегу - 26,04 км;
Чистое ходовое время -105ч 06мин;
Средняя скорость движения - 9,6км/час.
Длительность похода - 24 дня, из них:
- две полудневки;
- три дневки
- чистых ходовых 20 дней;
Суммарный набор высоты - 12 644 м (данные велокомпьютера VDO MC 1.0) Шифр МКК, давшей разрешение на проведение похода: Украинская Центральная МКК 100 - 00-66665555.

Карты маршрута велопохода

Участок: Пржевальск - пос.Энильчек

Участок: пос.Энильчек-пер. Теректы - пер. Эшегарт-пос.Карасай

Обзорная карта всего маршрута

 

 

 

Памятник на могиле Пржевальского в Караколе (бывший пос. Пристань Пржевальск)

 

 

Участники велопохода

Андрушевич Алексей Юрьевич - "Командор", 1962 г.р., руководитель, опыт - 5р Фанские горы, 5р Тянь-Шань, г. Днепропетровск veloleks@bigmir.net
Павленко Игорь Анатольевич - "Доктор Эвтаназиолог", 1977 г.р., завхоз, опыт - 5у Фанские горы, 5у Тянь-Шань, г.Подгородное, Дн-вской обл.
Герасимов Владимир Анатольевич - "Герберт-18", 1955 г.р., медик, опыт - 5у Тянь-Шань, г. Днепропетровск.
Горбенко Николай Иванович - "Дядя Коля", 1957 г.р., механик, опыт - 5у, Карпаты, Киевск. обл., г. Переяслав-Хмельницкий.

Организация похода.
Данный поход был совершен для повышения спортивной туристской подготовки велотуристов Украины. Особое внимание было уделено на подбор наряжения, с целью увеличения его надежности, а так же, чтобы вес группового и личного снаряжения был минимальным. Так же была проведена предпоходная подготовка велосипедов. За два месяца до похода, были отправлены копии загранпаспортов участников похода в турфирму "Tien-Shan Travel"- www.tien-shan.com, для оформления пропусков в погранзону. Начальный и конечный пункты похода были выбраны таким образом, чтобы удобно было осуществить подъезд к началу маршрута и отъезд после окончания похода. Поезд Москва - Бишкек и Бишкек - Москва удовлетворял данным условиям. Из г.Бишкек с Западного автовокзала в г.Каракол ходят автобусы и маршрутки. Из г.Нарын в г.Бишкек ходит маршрутка, а вечером в 20:30 автобус. В Москву из г.Днепропетровска и из Москвы в .Днепропетровск добирались поездом № 15/16. Изменения в маршруте. Из-за усталости группы, прохождения тяжелых препятствий на маршруте, был использован запасной участок маршрута: КПП "Карганташ" - пер.Ак-Беит - пер.Кулак-Ашуу - пер.Беурайлю(Мэлс) - .Баетово - пос.Узгорыш - пос.Угут - пос.Достук -г.Нарын. Заявленный маршрут, с учетом изменений, пройден всеми участниками похода.

Описательный, литературный (иногда нелитаратурный) отчет о пройденном маршруте

Подъезд к началу маршрута.
Из Днепропетровска до Москвы добрались поездом №16 на Курский вокзал. Предстояло добраться до Казанского вокзала и провести там определенное время, т.к. поезд Москва-Бишкек, отправлялся около полуночи. Здесь встретили Николая, нашего четвертого участника. Попытались в предварительных кассах, купить билеты из Бишкека до Москвы. Тут их тоже не оказалось. Позвонил Владимиру Бирюкову (рук. "Тянь-Шань тревел") и заказал билеты на обратный выезд.
Время пролетело как-то незаметно и быстро. Вот уже подали состав. Наученные опытом (в 2006 году) посадки в поезд, решили не спешить. Пусть кыргызы пройдут первыми, а потом уж и мы. А то могут затоптать. Проводник ничего не возразил, против наших велосипедов в чехлах. Хотя у нас были квитанции на провоз великов, где было написано "Бесплатно". В общем, загрузились без происшествий. Предстояло залечь на полки и ждать прибытия поезда на ж/д вокзал г. Бишкек.
Еда, сон, таможня, опять еда и опять сон… Общение с кыргызами, казахами…
25 июня поезд подъехал к перрону ж/д вокзала г. Бишкек. Выгрузились. Пока собирали, велики и вещи, были в зоне повышенного внимания местного населения. После сборов, едем на турфирму "Тянь-Шань трэвэл", ул. Щербакова,127. Здесь мы должны забрать билеты и пропуск в погранзону. После всего этого, едем на ж/д вокзал, чтобы купить билеты из Москвы до Днепропетровска и Киев. Перекусили в кафешке. Цены опять нас порадовали. Теперь можно ехать на автовокзал, чтобы добраться до г. Каракол.
Маршруточники запросили очень много, по 300 сом за место. Т.е. 4500 сом за микроавтобус. Рядом стоял автобус на Каракол. После разговора с водилой, загружаемся в него. Итого: за весь багаж заплатили 500 сом и по 200 с чел. За место в салоне автобуса. Выехали из Бишкека в 17:00, а приехали в Каракол в 01:45 ночи. Водитель разрешил нам спать в автобусе. Мы не отказались.

День первый (26 июня)
г. Бишкек - пос. Теплоключенка - пос. Ново- место ночевки
Пройденная дистанция - 28,91 км; чистое ходовое время - 02:10; набор высоты - 214м; ночевка на высоте - 1724м.

05:00. Подъем. Выгружаемся из автобуса. Собираем велики под навесом на автостанции г. Каракол. Идет небольшой дождик. Нам предстоит зарегистрировать свой пропуск в погранотряде. Находим его быстро, при помощи подсказок местных таксистов.
Дежурный по КПП говорит, что начальства нет, нужно оставить документы. В 9:00 все будет готово. А пока едем на поиски кафе, чтобы с чувством хорошо перекусить.
В 9:00 мы на КПП. Все готово. Вот, что значит, слово офицера. Но есть одно НО. Еще нужно ехать в КГБ, чтобы и там поставить на пропуск печати. Едем на ул. Ленкома. Находим здание Киргизской СНБ, Службы Национальной Безопасности (бывшее КГБ). Как раз в холле встретился с человеком, который за все это отвечает. За срочность пришлось заплатить по 100 сом с человека. В 14:00 будут готовы наши пропуска, а пока едем смотреть музей и памятник Пржевальскому в г. Пристань Пржевальск.
0 км. В 14 часов забираем бумаги. Теперь нужно сделать ксерокопии документов. Один экземпляр нужно отвезти в войсковую часть, а для себя оставить экземпляров пять, т.к. в пути их придется отдавать на погранзаставах.
Делаем закупку продуктов и в 15:00 покидаем г. Каракол. Едем в сторону п. Теплоключенка. Асфальт не очень хороший. Весь в заплатах-горбах. Постоянно приходится быть на чеку, полно водителей-лихачей. Так и наровят проехаться рядом с тобой.
28,91 км. За п. Ново…, сворачиваем влево с дороги к посадке. Проехав немного вниз вдоль нее, находим место для ночевки. Воду набрали заранее в 2-х литровые ПЭТ бутылки. Готовим ужин на костре, дров здесь в достаточном количестве.

Фото №5 пос. Теплоключенка
Фото №6. Первая ночевка
Фото №7 Подъем на пер. Чён-Ашуу

День второй (27 июня)
Место ночевки - п. Ак-Булак - подъём на пер. Чён-Ашуу - место ночевки
Пройденная дистанция - 35,59км, ч.х.в. - 4:17, набор высоты - 1060м, ночевка на высоте - 2685м.

Подъем в 6:00. Готовим завтрак, варим кофе и в 8:00 выезжаем на дорогу.
В поселке делаем дозакупку продуктов и небольшого количества алкогольных напитков типа "ВОДКА". Берем неплохо себя зарекомендовавшую в прошлом году, водку "Аю". "Так, на всякий случай, - как говорит Герберт-18, - горах без этого - пропадешь".
38,54 км. П. Ак-Булак. Здесь покупаем лепешки и бензин А-80. Дальше АЗС не предвидится. Перед началом подъема на перевал, решаем выпить по бутылочке пива "Арпа". Будет потом легко ехаться. Подъем на пер. Чён-Ашуу начался как-то сразу и без предисловий. Пока в животе бродит пиво и мороженное, поднимаемся без особого напряжения. Правда потом, кое где, шли пешком.
55,71 км. Закончился асфальт и началась грунтовка. Проезжаем поляну, на которой пьяные молодые кыргызы, отмечают последний звонок в школе. Купили кымыз в одной из юрт. По дороге, встретили людей, разделывающих тушу коровы. Купили у них мяса.
64,50 км. Слева от дороги бежит ручей, а параллельно ему, бежит к нам кыргыз. Зовет к себе в юрту погостить, поужинать. Разрешает поставить палатку. Соглашаемся. Ушли первые 0,5 литра. Говорим, что завтра проснемся в 6 часов и поедем дальше.

Памятник строителям дороги Каракол - Энильчек

Ночевка в юрте
Перевал Чен-Ашуу 3822 м

День третий (28 июня)
Место ночевки - пер. Чён-Ашуу - берег р. Оттук, место ночевки
Пройденная дистанция - 46,30 км; чистое ходовое время - 5:25; набор высоты - 1041м; ночевка на высоте - 2815м.

Обещали проснуться в 6:00. В 8:00 разбудил хозяин стойбища. Завтракаем, фотографируемся и в дорогу.
67,00 км. Памятник строителям дороги Каракол - Энильчек. На огромном валуне стоит разобранный бульдозер. Слева от дороги каменный орел с веткой в голове.
67,35 км. Проезжаем домики ДЭУ (дорожно-эксплуатационный участок). Внизу кыргыз зовет на чай. Отказать. Нужно ехать дальше, а в желудке и так полно воды. Подъем стал круче, дорога пошла серпантином. На каком-то участке дороги, увидели осыпь, а на верху, упавшие кресты. Самое интересное, что кресты похожи на православные. Начался дождь. Одеваем непромокаемую одежду и пьем кымыз. Решили, что на витке серпантина, спрячемся от ветра и перекусим. Сейчас высота больше 3500 м, а кусочек сала и консервочка, согревают душу. Появились участки дороги, покрытые снегом, видна старая дорога на перевал.
84,90 км. Пер. Чён-Ашуу. В переводе с кыргызского "Большой перевал". Делаем фото и спускаемся в низ.
76,50 км. Начинается асфальт. Машин нет, спускаться одно удовольствие. Только сурки свистят, друг друга, предупреждая об опасности. Сейчас на них охота запрещена, вот они и жируют. Проезжаем какое-то урочище. Пьяные кыргызы предлагают остановиться у них на ночлег. Отказать. С пьяными лучше не связываться. Мало ли. Что им может стукнуть в голову, после определенной дозы косорыловки.
110,80 км. Слева от дороги, на берегу р. Оттук, находим ровную площадку. Решаем здесь становиться лагерем. Герберт-18 идет ловить рыбу, а мы начинаем готовить ужин. Сегодня у нас вареное мясцо. Дров на берегу реки достаточно. Идет маленький дождик, но для нас это не помеха. На ужин уходит вторая 0,5 л. С такими темпами, мы в горах останемся без спиртного. А что делать? Почти как у Ленина, Чернышевского или Белинского. Мясо получилось жестким, варить его дальше, просто не было сил. Хочется кушать. Проклятая слюна и урчание в желудках не дают возможности готовить ужин дальше. Глушим их недоваренными кусками говядины. Все равно очень вкусно. Теперь отбой.

Фото №10 Спуск с перевала
Фото №11 Ночевка на берегу р. Оттук
Фото №12. Над пос. Энильчек

День четвертый (29 июня)
Место ночевки - п. Энильчек - берег р. Теректы, место ночевки.
Пройденная дистанция - 34,98 км; чистое ходовое время - 3:18; набор высоты - 445м; ночевка на высоте - 2503м.

Подъем в 6:00. По расписанию. Встаем без "будила". Разогреваем вчерашнее варево, а Герберт-18 готовит какое-то ужасное блюдо. Варит макароны с огромным количеством мелко нарезанным репчатым луком. Потом режет оставшийся копченый сыр, купленный в Караколе (уже тогда он был немного подпорчен), и бросает это все в котел. Это спицифическое блюдо заедаем твердой говядиной и запиваем все кофеином. Сытые и довольные выходим на маршрут.
111,23 км. Слияние р. Оттук и р. Сары-Джаз. Здесь находятся разваленный пограничный КПП. Едем вправо. Машин пока не встретили. Какой-то затерянный мир. Опять моросит дождь. После небольшого подъема, выезжаем на ровную площадку. Внизу виден п. Энильчек. Смотрю в бинокль, чтобы найти КПП. Вижу его и пустые дома. Есть даже несколько 5-ти этажек. Без окон и дверей. Кругом царит разруха. Спускаемся вниз.
139,73 км. КПП. Встречают нас настороженно. Узнав, что мы из Украины, появляются улыбки у погранцов и людей в черных спецовках (спецотряд по охране объекта). Пока лейтенант делает запись в своем журнале, нам готовят обед. Поставил заряжаться аккумулятор для видеокамеры. Нас приглашают к столу. Макароны с тушенкой! Что может быть лучше? Узнаем дорогу к мосту ч/з р. Сары-Джаз. В каком-то году, его искала группа В.Клеина. Теперь это будем делать мы. Еще погранцы сказали, что впереди по дороге, есть горячие источники, возле бывшей погранзаставы. Но, как оказалось, нам не по пути. Заехали в поселок. Нужно брать языка, т.к. погранцы не знают или не соображают, где есть мост ч/з реку. Дети! Они приводят нас к своему дому, а нам навстречу, выходит мама-кыргызка. Вспоминаю слова из песни: "Низ живота наполняет любовью…". Но нам нужно у нее купить что-нибудь из продуктов. Ничего нет, кроме бутылки водки. Берем, и опять на всякий случай. Затем узнаем дорогу к мосту и прощаемся с симпатичной женщиной. Как оказалось, людей мы встретим уже не скоро. Кстати. Перед КПП есть еще один мост. Можно проехаться по нему, но минуя КПП. Чем это чревато, я не знаю. Но лучше не рисковать.
142,00 км. Мост ч/з р. Сары-Джаз. Местные его называют "Чертов мост". За ним, поворачиваем влево и едем вдоль реки. Дорога не для велосипедов. Камни, песок, вверх-вниз. Выезжаем на ровное место. Утрамбованный песок с какими-то растениями, видны следы гусениц. Танки? Что они тут забыли?
145,78 км. р. Теректы впадает в р. Сары-Джаз. Находим подходящее место для палатки, и решаем здесь ночевать. Радует большое количество дров. На берегу находим длинный железный прут. На него повесим котлы. Видны "быки" бывшего моста ч/з Теректы. Здесь В.Клеин наводил со своей командой переправу. А нам завтра нужно идти вдоль реки. Герберт-18 идет пробовать ловить рыбу. Мы готовим ужин, ставим палатку. Только откупорили бутылку 0,5л, появился рыбачок. Хороший у него нюх. После хорошего ужина (гороховый супчик), делаем предупреждение случайным прохожим: "Эта сторона реки при артобстреле, очень опасна!" и с чистой совестью, ложимся спать.

Фото №13 "Чертов мост" за пос. Энильчек
Фото №14 Дорога вдоль р. Сары-Джаз
Фото №15 Ночевка на берегу р. Теректы

День пятый (30 июня)
Место ночевки - тропа (и без нее) - место ночевки
Пройденная дистанция - 8,79 км; чистое ходовое время - 2:31; набор высоты - 347м; ночевка на высоте - 2721м.

Подъем по расписанию в 6:00. Погода хорошая, хотя вчера вечером, заходили тучи. Готовим завтрак и собираемся в дорогу. Сначала пробираемся через колючие кусты по берегу, вдоль р. Теректы. Тропа идет где-то выше, но по ней не пройти, т.к. она разрушена осыпями. После предварительной разведки, намечаем выход на появившуюся тропу. После крутого подъема с толканием велосипедов, выходим на ровное место. Видимо, когда-то это было стойбище чабанов. Тропа заходит в узкое ущелье реки. Упираемся в деревянную загороду. Кто-то из наших собрался ее ломать, но вовремя увидели калитку. Кто ее тут поставил и зачем? По нашим наблюдениям, людей здесь не бывает. Идем дальше. Тропа давно нехоженая, осыпи, обвалы. Воды пока не встречаем.
148,43 км. Переходим ручей. Набираем воды во фляги, делаем передых. Судя по карте, тропа должна скоро подойти к реке и уйти на другой берег.
149,02км. р. Теректы. Течение большое и нужно что-то решать. Дядя Коля идет в разведку, обвязанный веревкой. Поток воды сбивает его с ног, помогаем ему выбраться на берег. Решаем наводить навесную переправу. Благо, что здесь есть деревья. На это мероприятие ушло около трех часов.
150,10 км. Справа от тропы есть большая поляна. Здесь делаем дневной отдых с перекусом. Дров достаточно, чтобы приготовить кипяток на пюре "Мивина" и чай. После 30-ти минутного дрема, идем дальше. Все чаще и чаще встречаются участки разрушенной тропы. Иногда ее просто нет и приходится идти круто вверх, чтобы обойти прижим.
153,20 км. Ручей. Здесь набрали воды. Тропа спускается вниз.
154,57 км. Вышли на большую поляну. Полно дров. Решаем становиться на ночевку. Сегодня хорошо поработали и нужно хорошо и отдохнуть. Тишина. Вокруг горы и Тянь-Шанские ели. Перед отъездом в этот поход прочитал отчет пешеходников за 1996 г. Пишут, что спустились с пер. Теректи (они шли нам навстречу) к р. Теректы. Встречались юрты чабанов, угощали их кымызом, маслом, аираном. Сейчас, здесь, такого нет. Нет подхода. Пусто. Говорят, что было землетрясение в горах, вот и разрушилась сюда дорога. За прошедшие 11 лет, места стали непроходимыми. Но это будет завтра. А пока ужин и отбой.

Сначала тропа нормальная

Потом все круче

для людей

и велосипедов

Вдоль реки Теректы
Фото №16. Вдоль р. Теректы
Фото №18 р. Теректы. Навесная переправа
Фото №17. Вдоль р. Теректы
Фото №19. Где-то тут была тропа
Фото №20 Ночевка у р. Теректы

День шестой (1 июля)
Место ночевки - тропа (и без нее) - место ночевки на берегу р. Теректы
Пройденная дистанция - 1,50 км; чистое ходовое время - 3:00; набор высоты -139м; ночевка на высоте - 2830м.

"…ОПА" пришла внезапно, без предупреждения. Такой ее никто не ждал и тем более не приглашал. Думали, что будет она немного скромнее. Проснулись как обычно в 6 часов. Завтрак готовим на костре, собираемся и в путь. Что там, впереди? Состояние тропы заставляет задуматься над прохождением этого участка пути. Около километра идем по видимой тропе. Затем тропа упирается в сухое русло реки. Тропа прекратила свое существование. Впереди береговые заросли тополей, елей, колючего кустарника и другого разного говна. И сама река. "Это конец, подумал Штирлиц. А где же "Браунинг"? (из анекдота). Герберт-18 идет на разведку пути. Через некоторое время появляется в колючках и с поцарапанными ногами. Он так спешил разведать путь, что не одел штаны. Говорит, что нам сюда. Что-то вроде тропы просматривается, но все заросло тополями. "Теректы" с кыргызского означает "Тополь".
155,57 км. Заходим в заросли и пытаемся хоть как-то продвигаться вперед, при этом стараемся держаться ближе к реке. Вот и река. Теперь нужно идти по самому берегу, перепрыгивая через валуны, неся поочередно на плечах, то вел, то рюкзак. Хочется сказать, что прежде, чем сделать шаг вперед, делали предварительную разведку местности. После прыганья по камням и лазанью по лесу, вышли опять к реке.
156,07 км. Поляна на берегу р. Теректы. Здесь оставляем свои вещи и идем в разведку. Дело вот в чем. На 2-х км карте, которую купили в Бишкеке, тропа идет по правому (орографическому) берегу реки, а на 5-ти км Генштабовской, по левому. Но ее (тропы) "тута нету". Немного позже, замечаем "Генштабовскую тропу" на левом берегу реки. В узком месте переходим на другой берег. Тропа видна, но уж очень она заросла. Идти, в принципе, можно. Решили вернуться назад. Воды прибавилось с того момента, как мы покинули поляну. К вещам перебираемся по стволу, упавшей ели. Становимся лагерем. Получилась у нас полдневки. Костер, ужин и спать.

Фото №21. По руслу р. Теректы
Фото №23 Тупик
Фото №22. Пешком

День седьмой (2 июля)
Место ночевки - тропа (и без нее) - место ночевки под пер. Теректи
Пройденная дистанция - 7,53 км; чистое ходовое время - 3:24; набор высоты - 440м; ночевка на высоте - 3240м.

Подъем в 6:00. Завтрак, сборы, в путь.
157,00 км. Здесь река уже, чем была раньше. Перебираемся на другой берег. Идем по "Генштабовской тропе". По сравнению со вчерашним состоянием тропы, мы идем как по трассе.
161,65 км. Переходим на правый (орограф.) берег реки, используя при этом веревку. Где-то тут должен начинаться подъем на перевал. Опять нет четко выраженной тропы. Находим овражек и идем по нему, помогая, друг другу толкать велики. На один вел - четыре человека. Я так понимаю, что здесь тоже нам тропы не увидеть. Отдыхаем часто, чтобы не обкакаться от усилий.
163,60 км. Вроде бы ровное место. Хватит на сегодня. Отдых. Ветер, дождь и другой гиморрой пытается нас как-то расстроить. Но у нас с собой было.… Это сладкое слово "Пол-литра". Бежит какой-то ручеек, значит, от жажды не умрем. Воду пить можно, а было бы нельзя, все равно пили бы.

Фото №25 Переправа ч/з р. Теректы


Фото №26. Ищем начало подъема на пер. Теректы

Фото №27. Идем вверх - все на одного

Продолжаем подъем

Перевал Теректы 3672 м., 1-А

День восьмой (3 июля)
Место ночевки - пер. Теректи (1А, 3670м) - ночевка перед подъемом на пер. Эшегарт
Пройденная дистанция - 28,22 км; чистое ходовое время - 7:23; набор высоты - 907м; ночевка на высоте - 3000м.

166,13 км. Пер. Теректы. Ура, мы на перевале! Спуск легче тем, что идти якобы вниз. Но опять на нашем пути овражки, камни и толкание великов всем гуртом. Появляется тропа. Спускаться стало немного легче. Прошли два локальных перевальчика, но мы так и не поняли, что это было. По карте обозначены перевалы. Где-то внизу виднеется оз. Башкель. Во всяком случае, мы так думаем. Почему-то не верится кыргызским картам. Переходим ручьи и сухие русла ручьев. Здесь их многовато. Видим р. Уч-Кёль. По описаниям, эти места не сильно изучены из-за крутых берегов реки. Я бы сказал каньона реки. По карте нарисован брод, и мы в этом месте переходим реку. Веревку опять использовали как перила. Потом можно было даже немного покататься на велосипеде.
191,82 км. Дорога поворачивает к пер. Эшегарт. Место "знакомо" по переписке с Василием Клеиным. Еще чуть-чуть вперед, и делаем остановку. Будем ночевать. Холодает. Наверно ночью будут заморозки.

За перевалом Эшегарт 3680 м.

Фото №29. Теперь вниз
Ночевка за перевалом Теректы

День девятый (4 июля)
Место ночевки - пер. Эшегарт(3963м) - р. Чон-Сай, место ночевки
Пройденная дистанция - 38,00 км; чистое ходовое время - 6:25; набор высоты - 1763м; ночевка на высоте - 3680м.

Подъем опять в 6:00.Готовим на "Шмеле". Сегодня идем на пер. Эшегарт. Когда же асфальт? Ну ладно, хотя бы захудалая грунтовка. Немного подустали.
205,87 км. Пер. Эшегарт, 3680м. Забирались мы на него три часа с минутами. На радостях, забыли сфотографироваться. Дует ветер, прохладно, да и хочется побыстрее уехать вперед. Там, впереди, обещают Баунти - райское наслаждение. Начали спускаться. Скачем по камням, как на лошадях, во время дерби. Быстро не получается, так как нужно беречь технику.
205,87 км. Вышли на дорогу. По ней из п. Кара-Сай, можно добраться к п. Ак-Шыйрак. По-другому не получится из-за отсутствия переправы ч/з р. Сары-Джаз со стороны п. Энильчек. Теперь мы едем на велосипеде. Многочисленные подъемы начали надоедать. Создается впечатление, что эта дорога идет ч/з многочисленные перевалы. Была неприятность - "метрическая" резьба на педали Дяди Колиного "Старт-Шоссе" поссорилась с "дюймовой" на шатуне. В результате на дороге был найден брошенный трактор и в непослушную "дюймовую" на шатуне, с помощью какой-то мамы был вкручен "киргизский болт" на 16. Это был не секс, но все остались довольны.
229,82 км. На сегодня хватит, р. Чон-Сай. Делаем остановку. Разбиваем лагерь. Ночевка.

Фото №33 Дорога Ак-Шыйрак - Кара-Сай
Запчасти нашли на дороге
"Киргизская педаль"

День десятый (5 июля)
Место ночевки - КПП "Карасай" - дорога к зим. Караколка, место ночевки.
Пройденная дистанция - 76,54 км; чистое ходовое время - 6:48; набор высоты - 435м; ночевка на высоте - 3550м.

Готовим завтрак, потихоньку собираемся. Ягодицы и ноги отказываются нормально функционально работать, предчувствуя предстоящую поездку.
285,56 км. КПП "Карасай. Проверка документов. Отдаем очередную ксерокопию нашего пропуска. Стандартные вопросы типа: "А зачем вам все это?" Объяснить не смогли. Едем по дороге, в сторону пер. Сёок. Там, впереди, есть поворот влево к зим. Караколка.
305,25 км. Развилка. Нам налево. Впереди (дальше по дороге на пер. Сёок) видны постройки и люди. Проехав немного по дороге, останавливаемся на ночевку. Рядом бежит ручей с чистой водой. Сегодня дорога не отличалась чем-то знаменательным. Обычная грунтовка, вверх - вниз. Ничего интересного. Всем спать.

Фото № 34 Ночевка на высоте 3680м - утром пока только иней
Фото №35. Перед пос. Кара-Сай
Очередная переправа

День одиннадцатый (6 июля)
Место ночевки - зим. Караколка - ночевка у р. Каракол.
Пройденная дистанция - 63,83 км; чистое ходовое время - 5:32; набор высоты - 377м; ночевка на высоте - 3153м.

Опять подъем. Завтрак и по коням! Дорога идет немного вниз, но встречаются и небольшие подъемы. В Карасае магазинов нет, поэтому угостились только лепешками. У нас есть еще мука. В случае нехватки хлеба, будем его изготавливать сами. Машин не встречаем и людей тоже. Интересно, кто-нибудь тут живет? В одном месте, ребята погнались за сурком. Бежал он еле-еле. Герберт-18 чуть не достал его по заднице, но промахнулся. Нога, запущенная в сурка и не попавшая по нему, потянула по инерции за собой Герберта-18. Герберт свалился, как мешок с навозом. Удар Доктора Эвтаназиолога достиг цели. Но толстый зад спас его и в этот раз. Сурку повезло, не съели его сегодня.
357,11 км. "Культурный центр Караколка". Здесь живут люди. На зиму они отсюда уезжают. Тут удалось так же раздобыть лепешек. За стол никто не звал. А жаль! Пора бы и подкрепиться. Едем дальше. Ветер задул прямо в лицо. Нагонит какую-нибудь гадость. Ехать стало труднее, а впереди стоящие бугры, не закрывают нас от него.
362,85 км. Мост ч/з р. Нарын. Справа к нему подходит грунтовка, с которой мы съехали перед "Культ. центром Караколка". Узнал, почему "Культцентр". Раньше тут была школа, больница, почта, библиотека, клуб и др. увеселительные заведения. Теперь стоят одни развалины и дома, в которых живут кыргызы.
363,35 км. Зим. Караколка. Раньше здесь была пограничная застава, а теперь живут чабаны с семьями. Разведка поскакала вперед. Пора бы и подкрепиться. Машут наши ребята руками. Значит, пригласили нас на чай. Нас встречают кыргызки с детьми на руках. Пока готовят на стол, фотографируемся. Герберт-18 фотографируется с младенцем. Потом, когда нас спрашивали, долго ли мы ездим по Кыргызстану, мы показывали снимок (на экране цифровика) Герберта-18 с младенцем, и говорили, что долго. Даже родился ребенок у одного из нас. Купили тут две большие лепешки и что-то из молочного. Угостили соленой бараниной. Или присоленной. Не разобрался. Едем по грунтовке. После зимовья идет небольшой подъем. Налетел на нас шквальный ветер с дождем. Дорога быстро размокает и приходится идти пешком, т.к. раскисшая глина, не дает ехать.
370,19 км. Слева от дороги находим поляну. Ветер стих и дождь тоже. Место хорошее. Внизу течет р. Каракол. Тут и будем отдыхать. Завтра тоже. Если не хватит еды, то пошлем гонца в зимовье.

В этом походе Герберт-18 обзавелся наследником
Ночевка за зимовьем Караколка
По сухому руслу бокового ручья
ДНЕВКА (7 июля) Нечего сказать. Просто отдыхали. Герберт-18 опять пытался ловить рыбу. Спали.
А вокруг такая красота!
Переправа реки Каракол
Обходим прижимы над рекой Каракол
Ночевка на берегу р. Каракол

День двенадцатый (8 июля)
Место ночевки - брод р. Каракол - слияние р. Каракол и р. Джагалмай, место ночевки.
Пройденная дистанция - 18,31 км; чистое ходовое время - 4:06; набор высоты - 377м; ночевка на высоте - 3284м.

Сегодня у нас интересный день. Идем по красивым местам, где еще (по нашим данным) не ступала нога велотуристов. Из Украины так это точно. Пока можно ехать по каменистой дороге. Потом дорога заканчивается и начинается тропа. Спускаемся к р. Каракол. На противоположном берегу видны домики. Здесь живут пасечники.
373,49 км. Ручей, справа летовка, но тут никого нет. Переходим ручей и останавливаемся, чтобы позавтракать. После подъема сегодня не ели, т.к. не было воды. Река была очень мутная и мы решили ехать к ручью, обозначенному на карте. Здесь нам предстоит бродить реку. Пока готовился завтрак, пошел на разведку. Взобрался на бугор. Да… Красота. Но брод только один, перед нами. Дальше идут обрывистые берега. Опять посылаем вперед, обвязанного веревкой Дядю Колю. Он на одном берегу, а на другом Герберт-18. Вроде "быков" от моста. Я и Доктор Эвтаназиолог поочередно переходим на другой берег. В этот раз я пробую идти в шлепанцах. Очень удобная штука. Доктор их еще привязывал куском репшнура к ногам. Чтобы не унесло. Переправа заняла времени около часа. Тут есть тропа, по которой можно ехать на велосипедах. Опять пошел дождь. Спрятались от него под огромным валуном. Дождь был непродолжительным. Дальше стало идти тяжелее. Тропа то исчезала, то появлялась вновь. Крутые подъемы и спуски, прыганье по камням ч/з боковые русла ручьев, небольшие болотца. А все это обильно поливалось дождем. Несколько раз встречали рога козлов и архаров. Или охотники или дикие звери отшибли их. Вышли в долину р. Каракол. Очень живописное место. Здесь сурков так же очень много. На траве видны дорожки от норы к норе. Мы даже пытались угадать, какая из них нора-туалет. Тропа стала потихоньку заворачивать вправо. Скоро место слияния двух рек: Каракол и Джагалмай.
387,91 км. Обвал тропы. Проходим чуть ли не по воздуху. За обвалом, справа от тропы, увидели большую нору. Герберт-18 засовывает туда голову и шевелит ноздрями. После экспертизы воздуха, Герберт объявляет нам, что это логово знаменитого снежного барса. В чем мы сомневаемся. Скорее всего, это нора жирного сурка, который ест рогатый скот. Конец тропы. Прижим. Лезем вверх метров 50, поочередно тащим рюкзаки и велики. Спускаемся вниз и выходим на ровное место. Есть родник, набираем воды и идем на берег р. Каракол.
388,50 км. Берег. Здесь и заночуем. Ужин, дождь, крепкий сон.

Переправа реки Джамалгай.

Фото №52 По снегу на пер. Кёбюргёнтю

Вдоль реки Джамалгай

 

 

Вправо к р. Кара-Чукур

 

 

День тринадцатый (9 июля)
Место ночевки - брод р. Джагалмай - р. Кара-Чукур - место ночевки
Пройденная дистанция - 11,68 км; чистое ходовое время - 2:60; набор высоты - 381м; ночевка на высоте - 3591м.

Подъем по расписанию. Нас окружают красивейшие горы. Облака чуть ниже вершин. Такое впечатление, что их кто-то нанизал как бублики. Все время ищу взглядом место, где К.Акчурин спускался с перевала. Утро начинается с брода р. Джагалмай. Делаем все как обычно. Начинается дождик. Идем по глинистой тропе. Идти не очень легко, т.к. налипшая глина на колеса, заставляет тянуть велосипед юзом. Выходим на сухое русло реки, здесь полегче. Впереди виден серпантин недостроенной дороги. Строительство дороги еще было начето при СССР. Но потом наступил всеобщий капец. Дорога эта, должна была соединить зим. Караколка с Каинды. А там и до Нарына можно доехать.
390,81 км. Начался подъем по серпантину недостроенной дороги от реки. Проклятая глина тормозит процесс продвижения вперед. Пытаемся идти по траве, но всеравно останавливаемся, чтобы очистится от глины. Дорога стала заворачивать влево. Начался щебень, дорога стала ровнее и мы опять в седле. Проезжаем каньон
397,92 км. Река и снесенный мост. Т.е. все то, что осталось от него. Идем по воде, все равно промокли до … - в общем, до пояса и ниже. Впереди виднеются постройки. Юрты! Чай? Балалайка! Никого здесь нет. И не юрты это вовсе, а будки от "Уралов". В смысле кунги. Закрыты на замок. Собак тоже не слышно.
400,12 км. Вправо от дороги идет тропа вдоль виднеющейся речушки. По карте нам сюда. Опять видим какие-то постройки. Домики! Пару домиков не на замке. В одном находим спички, сахар, крупу. Берем кое-что себе, а в замен кладем сомы - другого у нас нет. Селимся в один из открытых домик. Тут есть "буржуйка", кровати, стол. Ночевать будем здесь. Подсушим вещички. На дворе есть куча угля и сетка от панцирной кровати. Для просевки угля. Есть дрова типа шпалы или столба. Не поняли. На улице идет дождь, а мы в трусах. Хорошо греет буржуйка. Сидим и балдеем. Неожиданно заходит кыргыз. Он и сам обалдел, увидев нас. Он думал, что здесь краснокожие, а увидел бледнолицых. Пообщались. Уточнили направление на пер. Кёбюргёнты. Кыргыз ускакал на лошади, а затем, в скором времени вернулся с продуктами. Привез нам капусты, сахар, кофе, заварку, муки, репчатого лука, макароны. Теперь мы богуем. Затарились хорошо. На "буржуйке" жарим себе лепешки. Закидали в печку дров и угля. Вечером начал падать мокрый и мелкий снег. Пока тает. Поужинав, ложимся спать.

Фото № 54 пер. Кёбюргёнтю 3970 м
Фото № 56 Место дневок и ночевок за пер. Кёбюргёнтю
Любители зимнего велотуризма, приезжайте летом на Тянь-Шань

День четырнадцатый (10 июля)
Место ночевки - подъём к пер. Кёбюргёнтю - пер. Кёбюргёнтю (3970м) - ночевка за пер. Кёбюргёнтю
Пройденная дистанция - 20,52 км; чистое ходовое время - 4:56; набор высоты - 425м; ночевка на высоте - 3900м.

Подъем опять в 6:00. Выходим на улицу, а там - Новый год! Снега полно, и еще продолжает идти. Видимость ухудшилась. Решаем, пока есть возможность, тикать от сюда без оглядки. Пока не завалило совсем. Быстро готовим завтрак, и так же быстро его съедаем. Начинаем подъем на пер. Кёбюргёнтю. Тропа еще просматривается. Ориентируемся по реке, текущей с перевала. Снег продолжает идти. Видимо, нас догнала "наша" "…ОПА" с пер. Теректи. Видимость стала совсем невидимой, но благодаря тому, что там, где проходит тропа, снег немного просел, мы не сбиваемся с пути.
411,46 км. Пер. Кёбюргёнтю. Где-то здесь есть озера (из описания К.Акчурина). Но для нас это не имеет никакого значения. Уже ничего не видно вообще. Делаем фото для отчета и идем вниз. Во всяком случае, нам так кажется. Даю команду "Тпру! Стоять на месте!". Останавливаемся, а иначе неизвестно, куда мы можем зайти. Тут же Герберт-18 своими чунями от ОЗК, вытаптывает площадку под палатку. И самое главное, вытаптывает тропинку к нашему будущему туалету.
420,70 км. Наш лагерь. Будем здесь сидеть до улучшения погоды. Еды пока хватит. А пока ложимся спать. Поспим, а потом будем готовить или обед или ужин. Смотря в котором часу проснемся. Все хорошо, но почему-то полиуретановый коврик пропускает холод. Накидываю на него еще вещей. Все-таки будем готовить ужин. Топим в котлах снег, благо, что запаса бензина позволяет заниматься этим делом. "Шмель" опять показывает себя с хорошей стороны. Не подвел. Выпиваем последние 0,5 литра и думаем о хорошем, и счастливом будущем. Но мы еще не знали, что здесь нам придется ночевать еще три ночи.

Спуск с пер. Кёбюргёнтю

Взгляд назад, на пройденый перевал

На такой высоте и ясном солнце - лицо лучше закрыть

 

Фото №59. Появились телеграфные столбы

 

2 ДНЕВКИ (11-12 июля)

По календарю лето, а на самом деле сейчас зима. С большой надеждой на погоду проснулись мы и высунули головы наружу. Опять снег. Хорошо, что он скатывается с палатки и не накапливается на тенте. Теплый и здоровый дух четырех велотуристов, создавал парниковый эффект. Ночью просыпались и делали осмотр. Крыша палатки чиста. Значит, под палаткой и снегом мы не умрем. И это радует. Чем занимались эти два дня? Ели, спали, играли в домино, отгадывали кроссворды (взяли из дома), читали газеты "Вечерний Бишкек" за 2006 год (их где-то взял Герберт-18). Купались в снегу. Не все. Два "моржа" у нас было. Продуктов хватало. Спасибо егерям.

Снег постепенно тает

№ 62 Очередной брод
№ 63 Грязь со снегом

День пятнадцатый (13 июля)
Место ночевки - спуск с перевала - дорога к КПП "Орто Кашка-Cуу" - место ночевки
Пройденная дистанция - 34,92 км; чистое ходовое время - 4:10; набор высоты - 537м; ночевка на высоте - 3358м.

Солнце! Красота вокруг! Оказывается, что нас со всех сторон окружают горы. После завтрака продолжаем спускаться вниз. Идем по азимуту. Где-то мы должны увидеть телеграфные столбы. Это и будет наш ориентир, тут же и дорога. Снег и Солнце. Это опасно, можно получить неприятность. Поэтому, натягиваем на лица повязки. Правда, сделали это с небольшим опозданием. Дядя Коля шел совсем раздетый. Хотел загореть, как на море. Позже ему было невесело от такого высокогорного загара.
422,25 км. Вышли вроде бы на дорогу, которая идет вдоль телеграфных столбов. Пока можно только идти. Чем ниже спускаемся, тем больше дорога без снега. И я надеюсь, что скоро можно будет ехать на велосипеде. Так оно и происходит. Наша дорога лежит вдоль бывшего заграждения из колючей проволоки. Кое-где видны остатки от этого колючего забора, а столбы, почти все, попилены на дрова. Заходи и бери, что хочешь. Одна надежда на сержанта Карацупу и его Джульбарса. Потихоньку сбрасываем высоту. Снега совсем нет. Иногда приходится переезжать ручьи. Их здесь много. Начался дождь. Но это для нас просто шутка, по сравнению с тем снегопадом, который нас накрыл. Людей пока не встречали, юрт и каких либо построек тоже.
448,21 км. Опля! Речка! Как в мультфильме: "Шо, опять?". И аж три рукава у нее. Придется все три бродить. Перешли все это, прыгая по камням и поочередно надевая чулки от ОЗК. Дядя Коля, правда, ходил по реке, не снимая своих кроссовок. Получилось. После реки был небольшой подъем, и дорога завернула вправо. Спускаемся вниз к коричневой речушке, и едем вдоль нее. После спуска, переезжаем ручей с чистой водой. Можно тут пополнить водяной запас. Дорога идет вниз, ехать одно удовольствие.
455,46 км. Опять река. Так, это уже слишком. И с криками, "А… нам по…бать"!, не сбрасывая скорости, переезжаем водную преграду.
455,62 км. Справа виден большой луг, со следами бывшей стоянки чабанов. Если по нему пройтись вперед, то можно найти хорошее место для ночевки. Тут рядом протекает ручей с чистой водой. Готовим ужин на дровах. Тут было их в достаточном количестве. Идет небольшой дождь, но мы успели поесть и залечь в палатке. Отбой.

№ 64
№ 65
Дорога завалена камнями

День шестнадцатый (14 июля)
Место ночевки - КПП "Орто-Какшка Cуу" - КПП "Каинды" - Старый Культурный центр
Пройденная дистанция - 71,86 км; чистое ходовое время - 6:53; набор высоты - 470м; ночевка на высоте - 3250м.

Подъем! Светит Солнце, значит будет тепло. Смотрю на Герберта-18 и не узнаю человека. Морда лица опухла так, как будто он вчера выпил ведро водки или другого шмурдюка. Глаза как у кыргыза, лицо красное как у Чингачгука. Вчера фраерился на снегу, а сегодня пришла расплата. Дядя Коля вообще был в одних трусах. Подождем, что он запоет.
475,31 км. КПП "Орто-Кашка Cуу". Дорога перегорожена шлагбаумом. Останавливаемся, и я иду к воротам погранчасти. За забором наблюдается оживление. Выходит дежурный прапорщик, он же и начальник. Обычная проверка документов, а затем угощение кымызом. Фотографируемся с дембелями для их дембельского альбома. Думаю, что наши фотографии, пойдут по хорошей цене у дембелей. Перед КПП посетили юрту. Угостили нас хорошим обедом. Не обошлось и без водочки. Жить стадо лучше, жить стало веселее. Дорога к КПП "Каинды" обычная раздолбанная грунтовка. Хорошо, что больше было спусков, чем подъемов.
512,31 км. КПП "Каинды" находится в стороне от нужной нам дороги. Нужно свернуть вправо, в сторону пер. Каинды и далее к Нарыну. Отметились и поехали дальше. Опять дождь. На дороге ни машин ни людей. Спускаемся к р. Ак-Сай.
519,86 км. Мост ч/з р. Ак-Сай. Едем по пустынной долине одноименной реки. В общем-то, ничего интересного здесь нет. Развалины Старого Культурного центра немного оживили нашу езду. Стоит здесь полуразрушенный дом. "Культура" разрушена.
557,48 км. Старый Культурный центр. Здесь ночуем. В деревне Гадюкино опять дожди. Воды здесь нет, хорошо, что набрали по дороге в бутылки.

Он не послушал руководителя и решил позагорать на снегу
Фото № 66 Дорога к КПП "Орто Кашка-Cуу"
Фото № 67 Дорога к КПП "Орто Кашка-Cуу"

День семнадцатый (15 июля)
Место ночевки - КПП "Курумду" - Новый Культурный центр - р. Терек - погранзастава "Кёкайгыр" - заброшенные дома.
Пройденная дистанция - 107,59 км; чистое ходовое время - 7:12; набор высоты - 856м; ночевка на высоте - 3524м.

Сегодня вставать совсем не хотелось. Вчера так затрахались, что на велосипеды смотреть без тошноты в желудке, просто не получается. А ехать надо, вот поэтому, скрипя зубами, выбираюсь из палатка наружу. Тепло. Опять едем по долине р. Ак-Сай. Почему-то уже надоел этот ландшафт. Вода не попадается, а если и бежит ручей, то вода в нем мутная.
568,31 км. КПП "Курумду", погранцы. Проверка документов. Хотят взять у нас ксерокопию пропуска, но пришлось отказать, т.к. мы сделали 4 экз. Их нужно отдавать на погранзаставах, а не на КПП. Пришлось погранцам вручную переписывать все данные в свой журнал. Едем дальше. Переезжаем очередную речку.
577,91 км. Вправо дорога поворачивает к Новому Культурному центру. Едем мимо, т.к. ничего интересного там нет. Нужно нам сегодня постараться проехать, как можно больше. Впереди нас ждет р. Терек. В турфирме "Тянь-Шань трэвэл", нам сказали, что недели три назад, не смогли проехать здесь на "Урале". Посмотрим, что за река эта Терек.
603,13 км. р. Терек. Мост есть, но заезда на него и съезда с него нет. Стоит по середине русла реки один пролет. Остальное, видимо, унесла река во время большой воды. Идем в сторону моста, перебредая встречающиеся "рукавчики". Подошли к основному руслу. Пройти можно, тут не глубоко. Что мы и делаем.
604,39 км. Развилка дорог. Едем вправо, вдоль километровых столбов. Вскоре дорожное полотно заканчивается. Теперь она идет по сухому руслу реки Ак-Сай. Вода опять отсутствует.
613,73 км. Переезжаем небольшой "рукавчик". Вода в нем более прозрачная, чем в остальных, ранее встречавшихся. Решаем здесь остановиться, чтобы пообедать. Дует сильный ветер. Приходится "Шмель" закрывать ковриком, т.к. ширма "Tatonka" не помогает. Естественно, ветер встречный. Другого просто не может быть для велотуристов. Опять выезжаем на дорогу. Но она хуже, чем русло реки. Не утрамбованный щебень, да и ветер, сдерживают нас в нашем желании ехать побыстрее. Едем вдоль "колючки". На вышках видим погранцов. Наверное, они уже передали нас друг другу по эстафете.
631,25 км. Развилка. Вправо идет дорога к каким-то постройкам. Возможно, что это погранзастава. Отправляю Дядю Колю на разведку, а сам смотрю в бинокль, что будет. Дядя Коля подъехал к воротам. Начали бегать люди. Через некоторое время, машет нам рукой. Едем. Да, это все-таки застава. "Кёкайгыр". Приглашают подняться к командиру. Заходим в кабинет. Предъявляем документы, угощение чаем и лепешками. С собой берем предложенные командиром лепешки, но от предложения остаться на ночь, отказываюсь. Командир оказался хорошим мужиком. Таких военных, на нашем пути, мы еще не встречали.
635,07 км. Вправо на бугор идет дорога. За бугром видим заброшенные дома. Едем к ним. Нам об этих домах, рассказал командир заставы. Внизу течет ручей. Вода в нем чистая. В одном из домов обнаружили трупы баранов, а другой имел такой вид, будто его поспешно бросили. В комнатах на стенках висели ковры. Какой-то сундук стоял с вещами… Может здесь была, какая то эпидемия? А мы заявились сюда ночевать. Навели порядок в прихожей. Нашли дрова, окно закрыли железякой. От вампиров. После хорошего ужина долгой езды, засыпаем очень быстро.

Фото №69 Дорога к р. Терек
Фото №70 По руслу р. Терек
Фото №71 Через р. Терек

День восемнадцатый (16 июля)
Место ночевки - КПП "Уселёк" - пропускной пункт "Торугарт" - пер. Туз-Бель - КПП "Коргонташ" - пер. Ак-Беит - здания ДЭУ, место ночевки
Пройденная дистанция - 92,89 км; чистое ходовое время - 5:46; набор высоты - 485м; ночевка на высоте - 3205м.

Утром немного прохладно. Вода в бутылках замерзла, наверное, был морозец. Сегодня выезжаем к оз. Чатыр-Кёль. Дорога идет вниз, кое-где грунт, щебенка.
649,03 км. КПП "Уселёк". Едем влево, к забору. Показываем паспорта и пропуска. Можно ехать дальше. Нас все время удивляет, почему никто из погранцов не стоит возле развилки на КПП? Уже видим озеро. Где-то там, впереди, есть коммерческие вагоны-кафе. Вот что нам нужно. Хочется поесть мясця!
660,02 км. Пропускной пункт "Торугарт". Можно ехать в Китай. На пер. Торугарт раньше стояла арка, теперь ее нет. Разобрали на кирпичи.
661,07 км. Вагончики. Заходим в первый попавшийся. Нажрались так, что не можем сразу и выйти из-за стола. Отдыхаем. Дорога вдоль озера ужасная. Типа "стиральной доски". Задница просто одеревенела от постоянного битья об седло. И еще достали "Суппер-Мазы" и пылюка от них. Начинается дождь. Дорога под пер. Тюз-Бель становится ровнее. Поэтому заезжаем на него, обгоняя дождь.
689,71 км. пер. Туз-Бель(3574м). Фотографируемся и сразу вниз. Дождь, подлюка, нас все-таки догнал. Дорога с перевала для тех, кто хочет вывести шлаки из организма. Жалко велосипед. Очень долгий спуск, но быстро ехать не представляется возможным. Хорошо, что машины вообще перестали ездить. Поэтому, мы маневрируем по всей дороге, выбирая ровные участки.
705,41 км. Первый ручей после перевала, где можно набрать воды. Можно здесь встать на ночь, место хорошее. Но мы решаем ехать дальше. Времени еще достаточно. Решаем пройти последнюю погранзаставу, взобраться на пер. Ак-Беит и валить вниз, где может быть дорога и погода будут лучше.
714,93 км. Погранзастава "Коргонташ". Погранцы называют ее 1-ой заставой. Въезд в погранзону а/м транспорта, происходит именно здесь. Дует холодный ветер, моросит дождь, очередь машин перед шлагбаумом. Едем прямо к зданию КПП. Ждем, пока кто нибудь выйдет к нам. Вышел один с буквой "К" на погонах. "Казах", "Кыргыз", "Курсант", "Козел"? Говорит, чтобы мы отошли от КПП к машинам и ждали, когда к нам подойдут. Отошли. Проходит время, но никого нет. Иду к КПП сам. Нахожу с буквой "К" и говорю ему, что если нас сейчас не пропустят, то палатки мы поставим здесь. Скоро стемнеет, и ночью мы не поедем. Вышел старлей. Говорит, что в наших бумагах не хватает печати Нарынской в/ч. Печать и подпись командира Каракольской в/ч его не устраивает. Я ему, тупокрылому, объясняю, что с этим пропуском мы проехали почти весь Кыргызстан. А он включил дурака, ничего, мол, не знаю. Наверное, хотел денег. Командир погранзаставы "Кёкайгыр" предупредил нас, если на 1-ой заставе будут проблемы, мы должны заставить позвонить дежурного в погранотряд. Там о нас знают и всех погранцов обязали нам помогать. Так мы и сделали. На чувака подействовало, и вскоре погоны с "К" нам открыли шлагбаум. Пока стояли у КПП, спустило переднее колесо у Дядя Колиного велосипеда. Пришлось заняться ремонтом за КПП.
718,85 км. Пер. Ак-Беит(3285м). Фото для отчета и спускаемся вниз. Где-то внизу, по словам местных водителей, есть дома ДЭУ, и здесь можно попроситься переночевать. Встречаются кыргызы. Зовут в гости и предлагают переночевать. Но мы решаем ехать вниз. Да и кыргызы буховые, мало ли что. Чтобы избежать международного конфликта.
727,96 км. Справа о т дороги видим здания ДЭУ. Находим хозяйку дома типа гостиницы. За 100 сом с носа, договариваемся за ночлег и питание (ужин и завтрак). Сидим в доме, разговариваем с Соней (хозяйкой). Через некоторое время она приходит в себя и просит предъявить наши паспорта. "Погранзона",- оправдывается. Вернув паспорта, как бы невзначай спрашивает, что мы нашли в горах (драгметаллы). Но мы уже знаем, кто перед нами сидит. Ха-ха-ха, был наш ответ. Несите жрать, пожалуйста. Купили к ужину 0,5 водки "Davidoff". Потихоньку в дом, начал заходить какой-то народ и пить чай за нашим столом. Оказывается, проезжающие мимо дальнобойщики, здесь отдыхают. Да, веселая ночь нам предстоит. Прячем вещи (документы) себе под матрац и ложимся спать. Всю ночь на стене горела керосиновая лампа. Так мы и спали.

Фото №73 Вдоль КСП (контрольно-следовая полоса) к оз. Чатыр-Кёль

Фото №74 Вдоль оз. Чатыр-Кёль

Фото №72 Дорога к заставе "Кёкайгыр"

День девятнадцатый (17 июля)
Место ночевки - пер. Кулак-Ашуу - пос. Орто-Сырт - пер. Мэлс (на карте Беурайлю) - г. Баетов
Пройденная дистанция - 84,16 км; чистое ходовое время - 7:13; набор высоты - 1375м; ночевка на высоте - 2026м.

Утром подъем был немного позже, чем обычно. Хотелось спать. Да и дорога обещает быть полегче. Нам готовят завтрак, допиваем вчерашнюю вторую бутылку"Davidoff". Опять едем вниз по "стиральной доске". Мобильная связь пока отсутствует.
740,47 км. Развилка. Влево идет грунтовая дорога с небольшим подъемчиком. Едем к пер. Кулак-Ашуу. Постепенно набираем высоту, под перевалом дорога идет серпантином.
750,28 км. Пер. Кулак-Ашуу(3390м). Теперь спускаемся к пос. Орта-Сырт.
766,18 км. Пос. Орто-Сырт. Перед поселком, влево идет грунтовая дорога к угольному карьеру.
Немного поговорив с местным населением, едем дальше. Подъем на последний пер. Беурайлю идет серпантином. Есть участки дороги, где приходится идти пешком. Чем выше, тем холоднее. Пошел дождь и раскисшая красная глина начала забивать колеса. Тяну велик юзом. Устаю и опять чищу велосипед. Герберт-18 одевает на себя ОЗК и идет по траве. Наконец то выходим на щебенку. Идти стало легче, но замерзли. Скорее бы вниз.
778,40 км. Пер. Беурайлю (3400м). На перевале стоит знак Мэлс Ашуу. Переименовали. На перевале дождь, туман, холод. Быстро фоткаемся и вниз. Но не тут-то было! Опять едем вверх. Очень жалею, что не взял с собой перчатки с длинными пальцами. Проезжаем какую-то седловину. Вот теперь точно вниз. Дорога идет крутым серпантином. Стадо баранов перекрывает дорогу. Приходиться орать на них, чтобы пропустили. Серпантин закончился, дорога пошла ровнее, но зато, какой спуск! До самого г. Баетово. Ради такого спуска стоило немного померзнуть.
812,12 км. Г. Баетово или Баетов. Останавливаемся в гостинице. Двух и трехместные номера для нас. Заказываем ужин, умываемся, обдираем перед зеркалом с лица обгоревшую шкуру. С нас взяли по 100 сом с человека. Еда отдельно. Расположились в банкетном зале. После принятия пищи отбиваемся. Чистая постель... Проваливаюсь в бездну, меня ничего уже не волнует.

Фото №75 На пер. Туз-Бель
Фото №76 На пер. Ак-Беит
Фото №77 пос. Ак-Беит

День двадцатый (18 июля)
Место ночевки - дорога к г. Нарын - ночевка за п. Ак-Тал
Пройденная дистанция - 90,20 км; чистое ходовое время - 5:59; набор высоты - 325м; ночевка на высоте - 1833м

Сегодня решили устроить полудневку. Спим до 8:00. Неспеша собираем вещи, завтракаем. Узнаем, где находится переговорный пункт. Захотелось позвонить домой. Мобильная связь тут уже есть. На почте у каких-то мужиков меняем доллары США на местную валюту. На базарчике покупаем овощи, в магазине покупаем остальные продукты. В 14:00 покидаем гостеприимный город. Дорога асфальтированная. Впереди вижу полотно дороги, идущее вверх серпантином. Неужели опять вверх? Когда подъехали ближе, то оказывается, что дорога идет по другому берегу р. Нарын. По ней мы спускались в прошлом году с пер. Нарынский. Проезжаем поворот к п. Куртка и пер. Молдо-Ашуу. Воду набрать негде. Во встречающихся поселках. Вода по расписанию. Какой-то дятел предлагает купить у него воду. Был послан. В п. Ак-Тал набрали у людей воды во все фляги. Пригласили в дом. Попили чайку. Едем дальше. Дорога пустынная, найти место для ночевки пока не получается. Хотя, когда придет время для отдыха, мы можем разбить свой лагерь в любом месте.
902,32 км. Начало Нарынского района. Справа от дороги появился кустарник. Отправляю Дядю Колю на разведку. Пока его ждали с новостями, вижу, едет ГАЗ 66. Перед радиатором привязаны велики. Что такое? Кто это? Остановился и из крытого кузова повалили люди в велоформе. Оказывается. Это группа велотуристов из России. И руководитель у них девушка, сейчас не помню, как ее зовут. Едут они к оз. Сонг-Кёль. А становиться лагерем, решили вместе с нами. Будет веселее. С разведки вернулся Дядя Коля. Говорит, что место хорошее и даже бежит ручей с прозрачной водой. Едем туда, а ГАЗ за нами. Готовим на "Шмеле", а ребята из России на дровах. Где-то насобирали. Вместе поужинали. Поговорили и спать. Завтра у нас последний день похода.

К пер. Кулак-Ашуу
№ 77 За пер. Кулак-Ашуу
Фото №81 Дорога на пер. Беурайлю

День двадцать первый (19 июля)
Место ночевки - дорога к г. Нарын - г. Нарын
Пройденная дистанция - 104,68 км; чистое ходовое время - 6:50; набор высоты - 447м

Не ранний подъем. Нам некуда больше спешить. Осталось пару раз махнуть ногами. В ручье помыли велики. Стали как новые. Пасмурно. Возможен дождь. Совместный завтрак, прощание с ребятами из России и на трассу. Асфальт, но не очень гладкий. То ямы то бугры. Мысли о доме предают нам силы. Все-таки дождь пошел. Как этого не хотелось. В каком-то поселке напросились в гости. Поели в тепле, разомлели.
1008,00 км. Г. Нарын. Центральная площадь. Конец похода. Банки и почта уже закрыты. Едем на автовокзал, может, будет маршрутка до Балыкчы. Хотим покупаться в оз. Иссык-Куль. Приехали на вокзал. Ни автобуса, ни маршрутки нет. Опять пьяные кыргызы. Вроде бы диспетчер сказал, что сейчас приедет микроавтобус до Балыкчы. О! Приехал. За 2500 сомов сторговались. Нас привезут прямо на берег озера. Прощай Нарын и снова здравствуй Балыкчы!

№ 82 пер. Беурайлю (МЭЛС по-новому)
Фото №84 Спуск с перевала
Фото №85 г. Баетов
Фото № 86 Выезд из п. Угут
№ 87 Начало Нарынского р-на. Справа место ночевки
Фото № 90 г. Нарын

День отъезда (21 июля)
Воскресенье. В 14:00 по местному времени садимся в поезд Бишкек - Москва. Без происшествий. До Кыргызско - Казахской границы с нас хотели поиметь дензнаков разные службы. То транспортная милиция, то еще кто-то. Но у ребят не получилось. Наконец добрались до Москвы. Казанский вокзал. Тут мы расстаемся с Дядей Колей. Ему на Киевский вокзал, а нам на Курский. Если все будет нормально, то у нас следующая встреча в июле месяце 2008. И опять Средняя Азия.

Техническое описание маршрута (текущий километраж)

Автостанция г. Каракол, начало маршрута;
12,23 км - Теплоключенка, фото № 1;
28,91 км - трасса Каракол - Ак-Булак, слева от дороги в посадке встали на ночевку, фото№2;
34,06 км - развилка дорог, ехать вправо к пос.Ак-Булак;
38,54 км - пос.Ак-Булак, фото№3;
41,15 км - мост ч/з р.Тюрген-Ак-Суу, начало подъема;
46,86 км - конец подъема, экологический пост, шлагбаум;
47,71 км - мост ч/з р.Тюрген-Ак-Суу, начало подъема;
51,77 км - мост ч/з р.Тюрген-Ак-Суу;
55,71 км - конец асфальта, начало грунтовой дороги, фото№4, слева от дороги родник; отремонтированная педаль, фото№5;
64,50 км - слева от дороги место ночевки возле юрты чабана, есть ручей, фото№6;
67,35 км - развилка дорог, ехать влево, прямо находятся дома ДЭУ (дорожно- эксплуатационный участок), памятник строителям дороги г.Каракол- пос.Энильчек, фото№7;
74,25 км - урочище Ашутор, подъем на пер.Чён-Ашуу, фото№8;
84,90 км - пер.Чён-Ашуу ("Большой перевал"), фото№9, спуск с перевала, фото№10;
94,00 км - начало асфальта на спуске с перевала;
102,60 км - мост ч/з р.Оттук;
110,80 км - слева от дороги, на берегу р.Оттук, ночевка, фото№11
111,23 км - место слияния р.Сары-Джаз и р.Оттук, заброшенный КПП пограничников, фото№12;
120,43 км - остатки бывшего КПП;
121,23 км - мост ч/з р.Оттук;
127,53 мост ч/з р.Кёолю;
131,35 км - мост ч/з р.Сары-Джаз;
139,15 км - после небольшого подъема появился пос.Энильчек, фото№13,спуск к р.Энгильчек;
139,73 км - КПП, шлагбаум;
142,00 км - за пос.Энильчек расположен мост ч/з р.Сары-Джаз, фото№14, дорога к р.Теректи, фото№15,16,17;
145,78 км - место впадения р.Теректи в р.Сары-Джаз, ночевка на берегу р.Теректи, фото№18;
146,23 км - после места стоянки подъем, фото№19,20, выход на ровное место;
148,43 км - осыпь на тропе, фото№21,22;
149,02 км - спуск к р.Теректи, из-за большой воды в реке, делаем навесную переправу, фото№23,24,25, тропа за переправой, фото№26;
151,08 км - тропа заканчивается, обносим велосипеды и рюкзаки вверх по оврагу, фото№27,28;
153,63 км - пересечение ручья, здесь лучше набрать воды;
154,57 км - большая поляна, много дров, место ночевки, фото№29;
155,57 км - после небольшого подъема и спуска к р.Теректи, тропа опять заканчивается, идти по сухому руслу реки, через кусты, по берегу, фото№30,31,32;
157,07 км - выход к реке, прижим, идти по камням вдоль реки, фото№33, дальше идти нет возможности, фото№34, поляна, фото№35; здесь решаем остановиться на ночевку и сделать разведку дороги; И еще, настораживает полное разногласие информации о тропе в картах: на старой Генштабовской 5-ти километровке, тропа идет по левому (орограф.) берегу реки, а в 2-х километровке (Кыргызской картографической фабрики) по правому (орограф.) берегу. В итоге, Генштабовская карта, оказалась более точнее;
157,20 км - узкое место, здесь можно перейти р.Теректи на левый (орограф.) берег, тропа давно заброшена;
162,65 км - переход р.Теректи на правый (орограф.) берег, фото№36; начало подъема на пер.Теректы, тропы нет, идем по овражку, фото№37,38;
164,60 км - ровная площадка, ручей, место ночевки;
166,13 км - пер.Теректы, фото№39, спуск с перевала, фото№40,41;
173,52 км - переход ручья, фото№42;
183,52 км - р.Уч-Кёль, переход на правый (орограф.)берег реки;
192,82 км - тропа уходит от р.Уч-Кёль, влево к пер.Эшегарт, ночевка;
201,90 км - подъем на пер.Эшегарт, фото№43, спуск с перевала, фото№44;
205,87 км - дорога с пер.Эшегарт выходит на дорогу пос.Ак-Шыйрак - пос.Карасай, ехать влево, фото№45; Фото №45 Участок дороги с пер.Эшегарт к пос.Карасай Фото №46 Ночевка на берегу р.Чон Сай по дороге к пос.Карасай
211,69 км - переход р.Коёнду;
221,49 км - р.Борду;
230,82 км - р.Чон Сай, ночевка, фото№46;
265,97 км - р.Карасай, мост ч/з реку;
285,56 км - перед КПП "Кара-Сай",фото№47, едем в сторону пер.Сёок, т.к. дорога, по которой нам нужно было ехать, разрушена;
Фото №47 КПП "Кара-Сай"
307,36 км - развилка дорог, ехать влево к зим. Караколка, прямо к пер.Сёок, фото№48; дорога к зим.Караколка, фото№49; Фото №48 Развилка дорог между КПП "Кара-Сай" и пер.Сёок Фото №49 Участок дороги КПП "Кара-Сай"-зим.Караколка
357,11 км - Культурный Центр "Караколка", фото№50, есть люди;
362,85 км - мост ч/з р.Нарын перед зим. Караколка, фото№51;
363,35 км - зим. Караколка, бывшая погранзастава, справа от дороги есть дом, в котором живет три семьи, за зимовьем небольшой подъем по дороге к ущелью р.Каракол;
371,19 км - слева от дороги место ночевки, фото№52;
373,49 км - брод ручья, вода чистая;
373,64 км - переправа на левый (орограф.) берег р.Каракол, фото№53, за переправой небольшой подъем, переход ручья, фото№54;
377,90 км - вышли на луг, дорога вдоль р.Каракол, фото№55,56,57;
382,08 км - прижим, крутой подъем;
385,91 км - спуск к р.Каракол;
387,91 км - прижим, камни, крутой подъем;
389,50 км - спуск к р.Каракол, ночевка на берегу реки, фото№58;
388,75 км - в р.Каракол впадает р.Джагалмай, переправа на правый (орограф.) берег р.Джагалмай, фото№59;
390,81 км - идти по руслу р.Джагалмай, фото№60, начало серпантина давно заброшенной и недостроенной дороги, фото№61,62;
394,70 км - обвал дороги;
397,92 км - река, мост разрушен, брод;
399,42 км - развилка, идти по тропе вправо вдоль р.Кара-Чукур; Фото №63 Ночевка перед подъемом на пер.Кёбюргёнтю р.Кара-Чукур
401,18 км - ручей, место ночевки, фото№63;
411,46 км - подъем на пер.Кёбюргёнтю, фото№64,65, пер.Кёбюргёнтю, фото№66;
421,70 км - спуск с перевала, фото№67, ночевка и вынужденные дневки из-за плохих погодных условий за пер.Кёбюргёнтю, фото№68;
422,25 км - спуск с пер.Кёбюргёнтю, фото№69, дорога вдоль столбов бывшей телефонной линии пограничников, фото№70, чтобы не обгореть одели такие маски, фото№71;
427,84 км - ручей, мост, дорога вдоль хребта Как Шаал Тоо,фото№72,73;
431,01 км - брод реки, фото№74;
448,21 км - брод трёх рукавов реки, фото№75, за рекой подъем, и дорога уходит от реки вправо;
451,71 км - после спуска есть ручей с чистой водой, можно набрать воды, дальше дорога идет плавно вниз вдоль реки с мутной водой;
455,46 км - река, переехали на велосипеде, фото№76; Фото №76 Участок дороги пос.Ак-Шыйрак - КПП "Каинды"
456,62 км - от дороги вправо есть место для ночевки, есть ручей;
459,57 км - брод реки, урочище Кашка-Суу, за бродом идет крутой подъем, дорога к КПП "Орто-Кашка-Суу", фото№77;
462,67 км - конец подъема, спуск;
465,35 км - переезд реки, подъем;
468,58 км - поломанный мост, крутой подъем вверх, фото№78;
475,31 км - КПП "Орто Кашка-Суу";
512,31 км - погранзастава "Каинды";
519,86 км - мост ч/з р.Ак-Сай;
528,48 км - развалины Старого Культурного центра, справа от дороги место ночевки;
568,31 км - КПП "Курумду";
571,40 км - брод р.Текелик, фото№79;
577,91 км - пос. Новый Культурный центр, место ночевки, фото№80;
580,39 км - брод реки;
591,19 км - брод реки;
601,76 км - обвал дороги, фото№81;
603,13 км - р.Терек, по сухому руслу реки идти к останкам моста, брод р.Терек, фото№82;
603,67 км - вышли на остатки дороги за мостом ч/з р.Терек;
604,39 км - развилка дорог, ехать вправо, дальше дорога идет по сухому руслу р.Ак-Сай, фото№83;
613,73 км - брод одного из рукавов р.Ак-Сай;
631,25 км - влево дорога к заставе "Кёкайгыр";
636,07 км - развилка дорог, ехать вправо, ночевка в заброшенном доме;
649,03 км - влево дорога к КПП "Уселёк", дорога вдоль КСП, фото№84; Участок дороги КПП "Каинды" - КПП"Торугарт"
660,02 км - пограничный пропускной пункт "Торугарт" (Кыргызстан - Китай);
661,07 км - коммерческие вагончики, можно поесть;
665,15 км - вправо от дороги источник типа "Нарзан", дорога вдоль озЧатыр-Кёль, фото№85; Участок дороги КПП "Каинды" - КПП "Торугарт" вдоль оз.Чатыр-Кёль
669,07 км - вправо дорога к "ДЭУ";
672,01 км - влево дорога к погранзаставе "Торугарт";
689,71 км - пер.Тузбель, фото№86;
705,41 км - справа от дороги родник, до него воды мы не встречали (кроме "Нарзана");
709,38 км - конец спуска с перевала, подъем к погранзаставе "Карганташ";
714,93 км - КПП "Карганташ", погранзастава №1, выезд с пограничной зоны,
подъем на пер.Ак-Беит, фото№87;
718,85 км - пер.Ак-Беит, фото№88;
728,96 км - пос.Ак-Беит, фото№89, ночевка;
740,47 км - развилка дорог, ехать влево к пер.Кулак-Ашуу, фото№90, подъем на перевал, фото№91;
750,28 км - пер.Кулак-Ашуу, спуск с перевала, фото№92;
754,18 км - слева от дороги дом чабанов;
761,61 км - переезд ручья;
765,54 км - развилка дорог, влево к п.Турук, ехать прямо к п.Орто-Сырт, фото№93;
766,18 км - пос.Орто-Сырт, дома, люди;
770,38 км - начало серпантина на пер.Беурайлю, подъем на перевал, фото№94;
778,40 км - пер.Беурайлю (Мэлс), фото№95, спуск с перевала, фото№96,97;
793,33 км - слева от дороги дома ДЭУ;
806,70 км - пос.Терек;
810,88 км - г.Баетово;
811,65 км - развилка дорог в г.Баетово, ехать влево;
813,12 км - справа от дороги гостиница, место ночевки;
814,94 км - г.Баетово, фото№98; кольцевое движение, справа автостанция, ехать влево, выезд из г.Баетово, фото№99;
835,00 км - р.Джаман-Даван;
850,35 км - развилка дорог, ехать вправо к пос.Угют;
873,05 км - пос.Угют, едем вдоль р.Нарын;
874,97 км - развилка дорог, эл. подстанция, выезд из пос.Угют, фото№100;
890,50 км - влево идет дорога к пос.Куртка и далее к оз.Сонг-Кёль, ехать прямо;
903,33 км - справа от дороги есть деревья, кусты, ручей, место ночовки, фото№101;
917,28 км - пос.Учкун, фото№102;
938,83 км - после подъема справа от дороги есть родник, хороше место для отдыха;
941,06 км - мост ч/з реку, справа от дороги есть родник;
941,51 км - пос.Достук, фото№103, здесь расположена Ат-Башынская ГЭС;
1008,00 км - г.Нарын, центральная площадь, фото№104. Маршрут окончен.

Меры безопасности на маршруте

Первая задача сложного похода - безопасность всех членов группы, Предупреждение случаев аварий и травматизма в различных итуациях и неблагоприятных метеоусловиях на маршруте. При подготовке маршрута, были заложены основы проведения безаварийного
похода. Это: разработка маршрута, подготовка группы, снаряжения и составление графика движения. Для составления графика движения, были собраны материалы о маршруте, о труднодоступных для велотуристов участках и путей подхода к ним. Т.к. участники похода давно знают друг друга, много раз выезжали вместе в походы выходного дня и категорийные походы, физическая подготовка была у всех на одном уровне, считалось, что техническая и специальная подготовка соответствовала данному маршруту. В походе, на крутых асфальтированных спусках, между велосипедистами было расстояние 20 -25 м, скорость движения ограничивалась 30 - 35км/час. На узких горных дорогах и тропах шли по одному человеку, на спусках по ним же, шли пешком, ведя велосипеды в руках. Каждый участник похода, на опасных участках маршрута, одевал велошлем! Благодаря выполнению всех требований техники безопасности, группа прошла маршрут без существенных поломок и происшествий.

Итоги путешествия, выводы, рекомендации

Данный поход был пройден велотуристами г.Днепропетровска.
Велотуристами были пройдены перевалы: Теректы(3672м,1А), Эшегарт(3963м, н/к), Кёбюргёнтю(3970м,н/к). При изучении материалов о прохождении данных перевалов, никаких сведений об этом нами не обнаружены. Поэтому, можно считать, что данные перевалы пройдены украинскими велотуристами впервые.
Карты.На старых Генштабовских картах (5 км), тропы указаны точнее, чем на обновленных картах Кыргызского агенства по геодезии и картографии (2 км). Хотя, некоторые автомобильные дороги, отсутствуют на Генштабовских картах из-за давнего срока выпуска.
Документы.Для посещения Республики Кыргызстан, гражданам Украины нужен обязательно загранпаспорт. Регистрация в Республике Кыргызстан с 2007 года отменена.
Продукты. С собой взяли только сало (по 1кг на каждого). Закупку продуктов сделали в п.Нововознесеновка. Кое что купили в пос.Энильчек. Но тут уже дороже. В пос.Кара-Сай тоже магазинов не было. Лепешки пекли сами из муки. Только на КПП "Торугарт", появились на нашем пути вагончики, оборудованные по кафе.
Топливо. В этот раз использовали бензин А-93. Примус "Шмель" (изготовлен в г.Оренбурге, 1986г.), работал без перебоев. Купили бензина 2,5 литра. Такого количества, нам хватило до конца похода, т.к. в основном готовили на дровах.
Общественное снаряжение. Для возможных переправ ч/з реки, с собой взяли обвязку(верхнюю и нижнюю), веревки 60м - ?10 мм, репшнур 60м - 6 мм. В результате, все было использовано для переправ не один раз.
Личное снаряжение. Желательно с собой взять ботинки на твердой подошве, велошлем обязателен! Велорюкзак, для удобной переноски, можно оборудовать заплечными лямками.
Посадка в поезд. Посадка в поезда с зачехленными велосипедами, не представляла трудности. На Казанском и Курском вокзалах г.Москва, мы взвешивали свои велосипеды в специальных кассах, где получали билет с надписью: "Велосипед. Бесплатно".
При посадке на поезд Бишкек-Москва, к весам, расположенным у входных ворот, мы не подходили. Посадка в поезд прошла успешно.
Смета расходов (на одного человека)
- билеты на поезд Дн-ск - Москва, Москва - Дн-ск - 204х2=408,00 грн;
- билеты на поезд Москва-Бишкек - 515,00 грн;
- билеты на поезд Бишкек - Москва - 520,00 грн;
- питание - 350,00 грн;
- оформление пропуска в погранзону- 33,00 грн.
- маршрутка г.Нарын - г.Балыкчы - г.Бишкек - 120,00 грн.
Итого: 1946,00 грн. (или 390 долларов США).

  Яндекс.Метрика