№8 Тактика велопохода. Организация движения. Дневной пробег.
Успешное прохождение маршрута всеми участниками обеспечивается: правильно разработанным маршрутом, распределением дневного пробега на время всего похода, предпоходной физической, психологической и теоретической подготовкой участников.
Тактически правильно спланированный велопоход повышает вероятность
благополучного прохождения маршрута всеми участниками. Первый день движения
стараются спланировать без больших нагрузок, необходимо время для адаптации
организма к ежедневным физическим нагрузкам, изменению рациона питания, часового
пояса, высоты... как говорится, дать время организму "въехать в поход".
К сожалению на страницах сайтов читаешь такое
Группа велотуристов из Киева, ( 2003 г.) прилетела в Бишкек (высота 700 м.)
утром, на машине подъехала в горы и уже к обеду начинает подъём на перевал 3500
м., а вечером у некоторых участников появляются симптомы горной болезни.
Другая группа из России (2002 г.) прилетела в Хорог (высота 2200 м.) и сразу
начала движение по Памирскому тракту на перевал Койтезек 4272 м. и, как следствие,
"горняшка" у одного участника.
Это примеры того, как неправильно тактически были спланированны веломаршруты.
Приобретение дорогого велосипеда, наколенники из "флиса" (я не говорю
сейчас о их безусловной полезности) и другого, дорогого, явно полезного, снаряжения
не гарантирует 100%-го успешного проведения велопутешествия. Конечно, в пути
могут произойти всякие неприятности с любой группой, будь то новички или опытные
велотуристы, но постепенное увеличение сложности веломаршрута, набор опыта от
похода к походу повышает вероятность благополучного выхода из экстремальной
ситуации.
Тактика - это умение вовремя и правильно использовать имеющиеся в запасе знаний технические и тактические приёмы. Чем больше жизненного опыта, опыта участия и руководства велопоходами, тем большим числом таких приёмов обладает спортстмен-велотурист и вся группа вцелом.
Технический приём - это совокупность действий отдельного участника или всей группы, направленных на преодоление препятствий.
Препятствия, встречающиеся при проведении велосипедного похода, можно разделить на следующие условные группы:
Препятствия, преодоление которых происходит в течении нескольких дней ( многодневные препятствия ). К ним можно отнести, как сам велопоход, включая дни подъезда к начальному и отъезда из конечного пунктов маршрута, так и многодневные участки ненаселённой, пустынной местности без источников пополнения запасов воды и\или провианта, сложные горные перевалы преодолеваемые в течении нескольких дней. Для их преодоления используют следующие приёмы.
Начнём с тактики прохождения всего велопохода.
Для этого надо знать:
климатические условия географического района похода. В пустыню едут или
ранней весной или, что предпочтительней, осенью для комфортной температуры,
а не в летнее пекло под +50.
В горах выбирают время от схода снега с перевалов и до устойчивого снежного
покрова;
розу ветров по временам года (думаю, что никто не хотел бы ехать весь
поход преодолевая устойчивый сильный лобовой ветер),
способ подъезда к начальному пункту маршрута, планирование в течение
похода - адаптационных участков в начале и в середине маршрута. Например,
велопоход 5-й к\с по горам Тянь-Шаня, июле-августе
2008 г. Начало похода в Кара Балта, группа размялась на участке
до (220 км за 2 дня, с 2-мя автодрожными перевалами Тюз-Ашуу 2620 м. и Ала-Бель 3184м.),
а затем пошли на перевал Чемынды 3200 м., тропа. Как результат правильно спланированного
маршрута, горной болезнью никто не страдал. >>Посмотреть
отчет>>
Участки максимальных нагрузок и высот.
Для планирования маршрута в горах строится предварительный высотный
график маршрута, направление прохождения маршрута ( преобладающее
направление ветров, различная крутизна горных хребтов ), планирование запасных
и аварийных вариантов маршрута, количество и место "забросок"
( "заброска" - заранее отсылаемая посылка с питанием или снаряжением
в населённый пункт в середине маршрута ), оптимальное количество участников
в группе, техническая подготовка велосипеда и применение специального
снаряжения ( Для езды по пустыне, в горах, по тайге, летом или зимой используют
по-разному оснащённые велосипеды - передачи, диаметр колеса, передняя вилка
с рессорой, толщина шин... По снаряжению можно сказать о дополнительных ёмкостях
для воды в пустынных походах - обычно это две 10-ти литровые кислородные подушки
- и велорюкзаки оснащённые лямками для переноски на плечах, на особо крутых
участках горной местности).
Препятствия одного дня Для
их преодоления используются следующие тактические приёмы: Это правильный распорядок
дня ( в жаркой пустыне едут с 7 до 11
утра, затем обед с отдыхом в тени до 4-5 часов вечера и ещё несколько ездовых
часов до сумерек. В горах, например на Памире, существуют сильные долинные ветры,
которые до полудня дуют вниз по долине, а после полудня - вверх. Ещё в горах
наблюдается различие в объёме водостока рек - с раннего утра и до полудня малая
вода и после полудня до поздней ночи - большая вода.
В велопоходе 5 к\с по Тянь-Шаню (август 1988г.)
мы двигались вверх по долине реки Чёнг-Кемин (участок Алма-Ата - оз. Иссык-Куль)
в обед перешли вброд правый приток речку Кашка-Су и к полднику подошли к реке
Юго-Западный Талгар - она бурлила от тающих за жаркий день ледников. Наблюдая,
как туристы-горники переправлялись со страховочной верёвкой, входили в реку
в штанах а выходили - без штанов - их уносила бурная река, - решили становиться
лагерем, подождать до утра. А утром, спокойно перешли по обмелевшей реке вброд,
без использования верёвки. >>Посмотреть
отчёт>>
- Преодоление локальных препятсятвий
в основном зависит от технической оснащённости велосипеда и физической подготовки
участника, его опыта поездок в разных погодных условиях по дорогам с разнообразным
покрытием.
В велопоходах начальных категорий сложности уклад жизни группы
тоже имеет большое значение. Сначала, с рассветом, просыпаются дежурные
и приступают к приготовлению завтрака. После закипания воды в котелке, перед
закладкой основных продуктов, происходит побудка всех остальных участников.
Пока варится каша все умываются и готовятся к завтраку. Если накануне были поломки,
- механик встаёт вместе с дежурными и приступает к ремонту. Общее застолье и
сборы лагеря, личных и общественных вещей, снаряжения. Все готовы, выходят на
дорогу, дневной километраж на велокомпъютерах сбрасывается в "ноль"...
Звучит команда "Ан-аван!" - что в переводе с французского - "Уперед, хлопці
та дівчата!" :))
Первая остановка делается через 30-40 минут, а в дальнейшем 40-50 мин. езды
и 10-15 мин. отдыха. При необходимости совершаются: "технические",
"санитарные", "экскурсионные", "почтово-магазинные"
и другие остановки. Продолжительность обеда составляет 1-1,5 часа.
Потом снова движение по маршруту и примерно за 1,5-2 часа до захода солнца остановка
на ночёвку. Все сначала идут за дровами для костра, а следующая пара дежурных
приступает к разжиганию костра, распаковке продуктов... Потом установка палаток,
приготовление постельных принадлежностей, купание, ужин, вечерние посиделки
у костра и отход ко сну. А завтра снова в путь...
В велопоходах 1 к\с за день необходимо
проехать 45-55-65 км. по нормальной дороге. С повышением сложности велопохода
средний дневной километраж увеличивается и доходит до 90-120 км. по хорошей
дороге.
Очень большое влияние на дневной пробег оказывает состояние преодолеваемой
дороги и метеоусловия. Щебёночная, полевая-просёлочная грунтовая дороги затрудняют
движение. Крымские спуски и подъёмы немного снижают дневной переход, но увеличивается
интенсивность работы организма велотуриста, повышается аппетит, завхоз выдаёт
печенье, конфеты, сухофрукты... Чем хуже покрытие, тем меньше может проехать
группа километров в день. В сложных горных велопоходах продвигаясь по крутым
горным тропам, осыпям, ледникам группа может проходить всего лишь 8 -15 км.
в день.
Правильно спланированный маршрут успешно преодолевается всеми участниками назависимо от физической, психологической и технической подготовки отдельно каждого участника. Велотуризм - это командный вид спорта, но и индивидуальная подготовка имеет большое значение на успешное прохождение маршрута всей группой.
О спортивной тактике можно узнать здесь
Вопросы по программе ВелоШколы можно задать на ФОРУМЕ ДнепроВелоКлуба