№8 Тактика велопохода. Организация движения. Дневной пробег.
Успешное прохождение маршрута всеми участниками обеспечивается: правильно разработанным маршрутом, распределением дневного пробега на время всего похода, предпоходной физической, психологической и теоретической подготовкой участников.
Тактически правильно спланированный велопоход повышает вероятность 
  благополучного прохождения маршрута всеми участниками. Первый день движения 
  стараются спланировать без больших нагрузок, необходимо время для адаптации 
  организма к ежедневным физическим нагрузкам, изменению рациона питания, часового 
  пояса, высоты... как говорится, дать время организму "въехать в поход".
  К сожалению на страницах сайтов читаешь такое 
  Группа велотуристов из Киева, ( 2003 г.) прилетела в Бишкек (высота 700 м.) 
  утром, на машине подъехала в горы и уже к обеду начинает подъём на перевал 3500 
  м., а вечером у некоторых участников появляются симптомы горной болезни.
  Другая группа из России (2002 г.) прилетела в Хорог (высота 2200 м.) и сразу 
  начала движение по Памирскому тракту на перевал Койтезек 4272 м. и, как следствие, 
  "горняшка" у одного участника.
  Это примеры того, как неправильно тактически были спланированны веломаршруты. 
  Приобретение дорогого велосипеда, наколенники из "флиса" (я не говорю 
  сейчас о их безусловной полезности) и другого, дорогого, явно полезного, снаряжения 
  не гарантирует 100%-го успешного проведения велопутешествия. Конечно, в пути 
  могут произойти всякие неприятности с любой группой, будь то новички или опытные 
  велотуристы, но постепенное увеличение сложности веломаршрута, набор опыта от 
  похода к походу повышает вероятность благополучного выхода из экстремальной 
  ситуации.
Тактика - это умение вовремя и правильно использовать имеющиеся в запасе знаний технические и тактические приёмы. Чем больше жизненного опыта, опыта участия и руководства велопоходами, тем большим числом таких приёмов обладает спортстмен-велотурист и вся группа вцелом.
Технический приём - это совокупность действий отдельного участника или всей группы, направленных на преодоление препятствий.
Препятствия, встречающиеся при проведении велосипедного похода, можно разделить на следующие условные группы:
Препятствия, преодоление которых происходит в течении нескольких дней ( многодневные препятствия ). К ним можно отнести, как сам велопоход, включая дни подъезда к начальному и отъезда из конечного пунктов маршрута, так и многодневные участки ненаселённой, пустынной местности без источников пополнения запасов воды и\или провианта, сложные горные перевалы преодолеваемые в течении нескольких дней. Для их преодоления используют следующие приёмы.
Начнём с тактики прохождения всего велопохода. 
  Для этого надо знать:
  климатические условия географического района похода. В пустыню едут или 
  ранней весной или, что предпочтительней, осенью для комфортной температуры, 
  а не в летнее пекло под +50.
  В горах выбирают время от схода снега с перевалов и до устойчивого снежного 
  покрова;
  розу ветров по временам года (думаю, что никто не хотел бы ехать весь 
  поход преодолевая устойчивый сильный лобовой ветер),
  способ подъезда к начальному пункту маршрута, планирование в течение 
  похода - адаптационных участков в начале и в середине маршрута. Например, 
   велопоход 5-й к\с по горам Тянь-Шаня,  июле-августе 
  2008 г. Начало похода в Кара Балта, группа размялась на участке 
  до  (220 км за 2 дня, с 2-мя автодрожными перевалами Тюз-Ашуу 2620 м. и Ала-Бель 3184м.), 
  а затем пошли на перевал Чемынды 3200 м., тропа. Как результат правильно спланированного 
  маршрута, горной болезнью никто не страдал. >>Посмотреть 
  отчет>>
  
Участки максимальных нагрузок и высот.
  Для планирования маршрута в горах строится предварительный высотный 
  график маршрута, направление прохождения маршрута  ( преобладающее 
  направление ветров, различная крутизна горных хребтов ), планирование запасных 
  и аварийных вариантов маршрута, количество и место "забросок" 
  ( "заброска" - заранее отсылаемая посылка с питанием или снаряжением 
  в населённый пункт в середине маршрута ), оптимальное количество участников 
  в группе, техническая подготовка велосипеда и применение специального 
  снаряжения ( Для езды по пустыне, в горах, по тайге, летом или зимой используют 
  по-разному оснащённые велосипеды - передачи, диаметр колеса, передняя вилка 
  с рессорой, толщина шин... По снаряжению можно сказать о дополнительных ёмкостях 
  для воды в пустынных походах - обычно это две 10-ти литровые кислородные подушки 
  - и велорюкзаки оснащённые лямками для переноски на плечах, на особо крутых 
  участках горной местности).
Препятствия одного дня Для 
  их преодоления используются следующие тактические приёмы: Это правильный распорядок 
  дня ( в жаркой пустыне едут с 7 до 11 
  утра, затем обед с отдыхом в тени до 4-5 часов вечера и ещё несколько ездовых 
  часов до сумерек. В горах, например на Памире, существуют сильные долинные ветры, 
  которые до полудня дуют вниз по долине, а после полудня - вверх. Ещё в горах 
  наблюдается различие в объёме водостока рек - с раннего утра и до полудня малая 
  вода и после полудня до поздней ночи - большая вода.
  В велопоходе 5 к\с по Тянь-Шаню (август 1988г.) 
   мы двигались вверх по долине реки Чёнг-Кемин (участок Алма-Ата - оз. Иссык-Куль) 
  в обед перешли вброд правый приток речку Кашка-Су и к полднику подошли к реке 
  Юго-Западный Талгар - она бурлила от тающих за жаркий день ледников. Наблюдая, 
  как туристы-горники переправлялись со страховочной верёвкой, входили в реку 
  в штанах а выходили - без штанов - их уносила бурная река, - решили становиться 
  лагерем, подождать до утра. А утром, спокойно перешли по обмелевшей реке вброд, 
  без использования верёвки. >>Посмотреть 
  отчёт>>
- Преодоление локальных препятсятвий 
  в основном зависит от технической оснащённости велосипеда и физической подготовки 
  участника, его опыта поездок в разных погодных условиях по дорогам с разнообразным 
  покрытием.
В велопоходах начальных категорий сложности уклад жизни группы 
  тоже имеет большое значение. Сначала, с рассветом, просыпаются дежурные 
  и приступают к приготовлению завтрака. После закипания воды в котелке, перед 
  закладкой основных продуктов, происходит побудка всех остальных участников. 
  Пока варится каша все умываются и готовятся к завтраку. Если накануне были поломки, 
  - механик встаёт вместе с дежурными и приступает к ремонту. Общее застолье и 
  сборы лагеря, личных и общественных вещей, снаряжения. Все готовы, выходят на 
  дорогу, дневной километраж на велокомпъютерах сбрасывается в "ноль"... 
  Звучит команда "Ан-аван!" - что в переводе с французского - "Уперед, хлопці 
  та дівчата!" :)) 
  Первая остановка делается через 30-40 минут, а в дальнейшем 40-50 мин. езды 
  и 10-15 мин. отдыха. При необходимости совершаются: "технические", 
  "санитарные", "экскурсионные", "почтово-магазинные" 
  и другие остановки. Продолжительность обеда составляет 1-1,5 часа.
  Потом снова движение по маршруту и примерно за 1,5-2 часа до захода солнца остановка 
  на ночёвку. Все сначала идут за дровами для костра, а следующая пара дежурных 
  приступает к разжиганию костра, распаковке продуктов... Потом установка палаток, 
  приготовление постельных принадлежностей, купание, ужин, вечерние посиделки 
  у костра и отход ко сну. А завтра снова в путь...
В велопоходах 1 к\с за день необходимо 
  проехать 45-55-65 км. по нормальной дороге. С повышением сложности велопохода 
  средний дневной километраж увеличивается и доходит до 90-120 км. по хорошей 
  дороге.
  Очень большое влияние на дневной пробег оказывает состояние преодолеваемой 
  дороги и метеоусловия. Щебёночная, полевая-просёлочная грунтовая дороги затрудняют 
  движение. Крымские спуски и подъёмы немного снижают дневной переход, но увеличивается 
  интенсивность работы организма велотуриста, повышается аппетит, завхоз выдаёт 
  печенье, конфеты, сухофрукты... Чем хуже покрытие, тем меньше может проехать 
  группа километров в день. В сложных горных велопоходах продвигаясь по крутым 
  горным тропам, осыпям, ледникам группа может проходить всего лишь 8 -15 км. 
  в день.
Правильно спланированный маршрут успешно преодолевается всеми участниками назависимо от физической, психологической и технической подготовки отдельно каждого участника. Велотуризм - это командный вид спорта, но и индивидуальная подготовка имеет большое значение на успешное прохождение маршрута всей группой.
О спортивной тактике можно узнать здесь
Вопросы по программе ВелоШколы можно задать на ФОРУМЕ ДнепроВелоКлуба