№8 Тактика велопохода. Организация движения. Дневной пробег.

Успешное прохождение маршрута всеми участниками обеспечивается: правильно разработанным маршрутом, распределением дневного пробега на время всего похода, предпоходной физической, психологической и теоретической подготовкой участников.

Тактически правильно спланированный велопоход повышает вероятность благополучного прохождения маршрута всеми участниками. Первый день движения стараются спланировать без больших нагрузок, необходимо время для адаптации организма к ежедневным физическим нагрузкам, изменению рациона питания, часового пояса, высоты... как говорится, дать время организму "въехать в поход".
К сожалению на страницах сайтов читаешь такое
Группа велотуристов из Киева, ( 2003 г.) прилетела в Бишкек (высота 700 м.) утром, на машине подъехала в горы и уже к обеду начинает подъём на перевал 3500 м., а вечером у некоторых участников появляются симптомы горной болезни.
Другая группа из России (2002 г.) прилетела в Хорог (высота 2200 м.) и сразу начала движение по Памирскому тракту на перевал Койтезек 4272 м. и, как следствие, "горняшка" у одного участника.
Это примеры того, как неправильно тактически были спланированны веломаршруты. Приобретение дорогого велосипеда, наколенники из "флиса" (я не говорю сейчас о их безусловной полезности) и другого, дорогого, явно полезного, снаряжения не гарантирует 100%-го успешного проведения велопутешествия. Конечно, в пути могут произойти всякие неприятности с любой группой, будь то новички или опытные велотуристы, но постепенное увеличение сложности веломаршрута, набор опыта от похода к походу повышает вероятность благополучного выхода из экстремальной ситуации.

Тактика - это умение вовремя и правильно использовать имеющиеся в запасе знаний технические и тактические приёмы. Чем больше жизненного опыта, опыта участия и руководства велопоходами, тем большим числом таких приёмов обладает спортстмен-велотурист и вся группа вцелом.

Технический приём - это совокупность действий отдельного участника или всей группы, направленных на преодоление препятствий.

Препятствия, встречающиеся при проведении велосипедного похода, можно разделить на следующие условные группы:

Препятствия, преодоление которых происходит в течении нескольких дней ( многодневные препятствия ). К ним можно отнести, как сам велопоход, включая дни подъезда к начальному и отъезда из конечного пунктов маршрута, так и многодневные участки ненаселённой, пустынной местности без источников пополнения запасов воды и\или провианта, сложные горные перевалы преодолеваемые в течении нескольких дней. Для их преодоления используют следующие приёмы.

Начнём с тактики прохождения всего велопохода. Для этого надо знать:
климатические условия географического района похода. В пустыню едут или ранней весной или, что предпочтительней, осенью для комфортной температуры, а не в летнее пекло под +50.
В горах выбирают время от схода снега с перевалов и до устойчивого снежного покрова;
розу ветров по временам года (думаю, что никто не хотел бы ехать весь поход преодолевая устойчивый сильный лобовой ветер),
способ подъезда к начальному пункту маршрута, планирование в течение похода - адаптационных участков в начале и в середине маршрута. Например, велопоход 5-й к\с по горам Тянь-Шаня, июле-августе 2008 г. Начало похода в Кара Балта, группа размялась на участке до (220 км за 2 дня, с 2-мя автодрожными перевалами Тюз-Ашуу 2620 м. и Ала-Бель 3184м.), а затем пошли на перевал Чемынды 3200 м., тропа. Как результат правильно спланированного маршрута, горной болезнью никто не страдал. >>Посмотреть отчет>>

Участки максимальных нагрузок и высот.
Для планирования маршрута в горах строится предварительный высотный график маршрута, направление прохождения маршрута ( преобладающее направление ветров, различная крутизна горных хребтов ), планирование запасных и аварийных вариантов маршрута, количество и место "забросок" ( "заброска" - заранее отсылаемая посылка с питанием или снаряжением в населённый пункт в середине маршрута ), оптимальное количество участников в группе, техническая подготовка велосипеда и применение специального снаряжения ( Для езды по пустыне, в горах, по тайге, летом или зимой используют по-разному оснащённые велосипеды - передачи, диаметр колеса, передняя вилка с рессорой, толщина шин... По снаряжению можно сказать о дополнительных ёмкостях для воды в пустынных походах - обычно это две 10-ти литровые кислородные подушки - и велорюкзаки оснащённые лямками для переноски на плечах, на особо крутых участках горной местности).

Препятствия одного дня Для их преодоления используются следующие тактические приёмы: Это правильный распорядок дня ( в жаркой пустыне едут с 7 до 11 утра, затем обед с отдыхом в тени до 4-5 часов вечера и ещё несколько ездовых часов до сумерек. В горах, например на Памире, существуют сильные долинные ветры, которые до полудня дуют вниз по долине, а после полудня - вверх. Ещё в горах наблюдается различие в объёме водостока рек - с раннего утра и до полудня малая вода и после полудня до поздней ночи - большая вода.
В велопоходе 5 к\с по Тянь-Шаню (август 1988г.) мы двигались вверх по долине реки Чёнг-Кемин (участок Алма-Ата - оз. Иссык-Куль) в обед перешли вброд правый приток речку Кашка-Су и к полднику подошли к реке Юго-Западный Талгар - она бурлила от тающих за жаркий день ледников. Наблюдая, как туристы-горники переправлялись со страховочной верёвкой, входили в реку в штанах а выходили - без штанов - их уносила бурная река, - решили становиться лагерем, подождать до утра. А утром, спокойно перешли по обмелевшей реке вброд, без использования верёвки. >>Посмотреть отчёт>>

- Преодоление локальных препятсятвий в основном зависит от технической оснащённости велосипеда и физической подготовки участника, его опыта поездок в разных погодных условиях по дорогам с разнообразным покрытием.

В велопоходах начальных категорий сложности уклад жизни группы тоже имеет большое значение. Сначала, с рассветом, просыпаются дежурные и приступают к приготовлению завтрака. После закипания воды в котелке, перед закладкой основных продуктов, происходит побудка всех остальных участников. Пока варится каша все умываются и готовятся к завтраку. Если накануне были поломки, - механик встаёт вместе с дежурными и приступает к ремонту. Общее застолье и сборы лагеря, личных и общественных вещей, снаряжения. Все готовы, выходят на дорогу, дневной километраж на велокомпъютерах сбрасывается в "ноль"... Звучит команда "Ан-аван!" - что в переводе с французского - "Уперед, хлопці та дівчата!" :))
Первая остановка делается через 30-40 минут, а в дальнейшем 40-50 мин. езды и 10-15 мин. отдыха. При необходимости совершаются: "технические", "санитарные", "экскурсионные", "почтово-магазинные" и другие остановки. Продолжительность обеда составляет 1-1,5 часа.
Потом снова движение по маршруту и примерно за 1,5-2 часа до захода солнца остановка на ночёвку. Все сначала идут за дровами для костра, а следующая пара дежурных приступает к разжиганию костра, распаковке продуктов... Потом установка палаток, приготовление постельных принадлежностей, купание, ужин, вечерние посиделки у костра и отход ко сну. А завтра снова в путь...

В велопоходах 1 к\с за день необходимо проехать 45-55 км. по нормальной дороге. С повышением сложности велопохода средний дневной километраж увеличивается и доходит до 90-120 км. по хорошей дороге.
Очень большое влияние на дневной пробег оказывает состояние преодолеваемой дороги и метеоусловия. Щебёночная, полевая-просёлочная грунтовая дороги затрудняют движение. Крымские спуски и подъёмы немного снижают дневной переход, но увеличивается интенсивность работы организма велотуриста, повышается аппетит, завхоз выдаёт печенье, конфеты, сухофрукты... Чем хуже покрытие, тем меньше может проехать группа километров в день. В сложных горных велопоходах продвигаясь по крутым горным тропам, осыпям, ледникам группа может проходить всего лишь 8 -15 км. в день.

Правильно спланированный маршрут успешно преодолевается всеми участниками назависимо от физической, психологической и технической подготовки отдельно каждого участника. Велотуризм - это командный вид спорта, но и индивидуальная подготовка имеет большое значение на успешное прохождение маршрута всей группой.

О спортивной тактике можно узнать здесь

Вопросы по программе ВелоШколы можно задать на ФОРУМЕ ДнепроВелоКлуба