Днепропетровская областная Федерация Спортивного Туризма
ОТЧЕТ
Web-версия
о велосипедном спортивно-туристском походе ПЯТОЙ
категории сложности по Кыргызстану (Тянь-Шань)
c 23 июля по 11 августа 2008 г
маршрутная книжка № 16/08(ЦМКК 20-08Вл)
Руководитель группы: Пантюшков Алексей Михайлович
Домашний адрес: г. Днепропетровск
1. Справочные сведения о походе :
Поход был совершен с 23 июля по 11 августа 2008 г. с участием четырёх человек из трёх городов Украины (Днепропетровск, Одесса и Черновцы), пятой категории сложности по Тянь-Шаню (Кыргызстан).
1.1. Подробная нитка маршрута :
Кара-Балта - Сосновка - пер. Тёо-Ашуу (а/м 3586м) - пер. Ала-Бель (а/м 3175м) - Токтогул - Торкент - пер. 3-й (а/м 1687м) - пер. Тузду-Суу (а/м 1971м) - пер. Джаманбай-Бель (а/м 2284м) - Толук - пер. Тёр-Джайлоо (а/м 2468м) - Сары-Камыш - Кызыл-Курган - пер. Чемынды (н/к 3184м) - Дёдёмёль - пер. Кара-Коо (Нарынский) (а/м 2775м) - Куртка - пер. Молдо-Ашуу (а/м 3201м) - оз. Сонг-Кёль - пер. Терскей-Торпо (а/м 3133м) - Нарын - Эки- Нарын - ущ. Капчыгай - гор. ист. Джилу-Суу - пер. Тосор (а/м 3893м) - оз. Иссык-Куль - Боконбаево - Балыкчи.
Обзорная карта велопохода по Кыргызстану <+>
|
Высотный график и метеоусловия на маршруте <+>
|
1.2. Параметры похода :
Протяжённость маршрута - 961.00 км , из них :
- по асфальту - 345.46 км
- с твёрдым покрытием (щебёнка) - 289.44 км
- грунтовые дороги - 307.93 км
- тропы - 18.17 км
Чистое ходовое время - 83 ч 52 мин
Средняя скорость движения - 11.5 км/ч
Длительность похода - 20 дней, из них :
- чистых ходовых - 18 дней
- 2 дня отдыха (днёвка - 1 день, две полуднёвки - 1 день)
Общий набор высоты - 17.357 м. (данные велокомпьютера SIGMA-SPORT BC2006
HMR)
Шифр МКК рассмотревшей маршрутные документы велопохода - Украинская Центральная МКК 100 - 00 - 66666555
1.3.Состав группы
1. Пантюшков Алексей Михайлович г.Днепропетровск
|
2. Шолин Виталий Львович г.Днепропетровск
|
3. Швак Игорь Орестович г.Южный, Одесская обл.
|
4. Килинский Олег Иванович г.Черновцы
|
3.2.Техническое описание маршрута :
1. 23.07.2008г
0 км - г. Кара-Балта, ж.д. Вокзал, начало маршрута, фото 1. Через базар выезжаем
на трассу Луговой-Бишкек,едем вправо до поворота на Сосновку.
3.44км - памятник Батыру и поворот вправо на Сосновку(трасса Бишкек-Ош). Есть
небольшой базар, магазины.
19.51км - пос. Сосновка, фото 2 (указатель на въезде), магазинов нет, есть несколько
киосков и маленький базар, вода в колонках.
23.96км - на выезде из Сосновки несколько кафе с вполне преемлемыми ценами.
Далее по дороге в 200-х м пост ГАИ, шлагбаум.
40.21км - ДЭУ - 1 (дорожно - зксплуатационная служба), несколько домиков в одном
из них мы заночевали. За рекой, по мостику, есть родник.
Итого за день : 40,21 км. ЧХВ - 3:07. Ср. скорость движения 18.3км/ч. Общ. набор высоты 777 м.
Фото 1 : ж.д. Вокзал в гор. Кара-Балта. |
Фото 2 : пос. Сосновка.
|
2. 24.07.2008г
57.02км - слияние рек Кара-Балта и Абла. Вправо через р. Абла уходит грунтовая
дорога, возможное место ночёвки. Далее от слияния рек подъём становится круче.
61.59км - справа от дороги ДЭУ-2, возможна ночёвка.
65.04км - единственная чайхана от поста ГАИ до пер. Тёо-Ашуу.
73.01км - въезд в туннель на пер. Тёо-Ашуу,фото 3.
75.51км - выезд из туннеля
82.88км - влево уходит дорога в пос. Суусамыр,мы едем
прямо.
90.26км - мост через р. Токойлу.
92.38км - место ночёвки .
Итого за день : 52,17 км. чхв - 4:50. Ср. скорость движения 10.8 км/ч. Общ. набор высоты 1570 м.
Фото 3 : Въезд в туннель на пер. Тёо-Ашуу. |
Фото 4 : Спуск с пер. Тёо-Ашуу. Впереди видна развилка, влево на Суусамыр, прямо на пер. Ала-Бель |
.Фото 5 : Участок подъёма на пер. Ала-Бель.Вид на долину
р. Суусамыр.
|
3. 25.07 2008г
Вдоль дороги от пер. Тёо-Ашуу до пер. Ала-Бель много юрт и домиков зазывающих
своими плакатами пообедать и отдохнуть.
159.44км - пер. Ала-Бель, Фото 6.
191.21км - место ночёвки на берегу р. Чычкан, фото 7.
Итого за день : 98.83 км. чхв - 5:37 Ср. скорость движения 17.6км/ч. Общ. набор высоты 997 м.
Фото 6 :пер. Ала-Бель .
|
Фото 7 : место норчёвки на р. Чычкан.
|
4. 26.07 2008г
218.76км - пос. Арал.С дороги вдалеке видно Токтогульское водохранилище.
221.29км - вправо,вниз уходит старая щеб. дорога к Токтогульскому вдх.
224.31км - г. Токтогул,фото 8(указатель на въезде).Есть магазины, базар, телеф.
244.11км - пос. Торкент,сворачиваем с асфальта влево на грав.дорогу ведущую
в пос. Толук (указатель).
249.71км - мост через р. Торкент.
260.71км - пос. Сары-Сёгёт.
263.86км - слева от дороги, на подъёме к 3-му перевалу есть хороший родник.
Рядом с ним ржавый железный столик.
267.11км - перевал 3-й, фото 10 .
268.87км - мост через р. Борлуу-Кыя. Начало
подъёма на пер. Тузду-Суу.
268.93км - место ночёвки рядом с рекой Борлуу-Кыя,фото 11.
Итого за день : 77.72 км. чхв - 4:44 Ср. скорость движения 16.4км/ч. Общ.набор высоты 976 м.
Фото 8 г. Токтогул. |
Фото 10 : Перевал 3-й. |
5. 27.07 2008г
280.15км - пер. Тузду-Суу, фото 12
285.55км - мост через р. Тузду-Суу, начало подъёма на пер. Джаманбай-Бель.
293.28км - пер. Джаманбай-Бель, фото 13
305.95км - р.Ачуу-Алма,начало подъёма на пер. 2092м .
309.83км - пер. 2092м ,фото 14
312.34км - р. Зондан, начало подъёма на пер. 2053м.
313.68км - пер. 2053м ,далее затяжной местами опасный спуск в пос. Толук.
321.89км - пос. Толук. Есть два магазина, со скромным ассортиментом (хлеба и
лепёшек нет). .Рядом с первым магазином, через дорогу, из трубы бежит вода (
местные пьют только её ). Мы тоже набрали этой воды и встали на ночёвку за посёлком.
В Толуке есть моб. связь "Бител".
Итого за день : 58.65 км. чхв - 5:20 Ср. скорость движения 10.2км/ч. Общ. набор высоты 1570 м.
Фото 12 : пер. Тузду-Суу . |
Фото 13 : пер. Джаманбай - Бель . |
Фото 14 : пер. 2092м.
|
Фото 15 : ночёвка за пос. Толук. |
6. 28.07 2008г
323.05км - вправо мост через р. Толук в пос. Ноот, мы едем прямо.
327.58км - мост через р. Толук. Недалеко от моста , вверх по течению находим
место для ночёвки (не совсем удачное), фото15. Далее за мостом начинается очень
крутой подъём на пер. Тёр-Джайлоо, поднимаемся по нему пешком метров 500,далее
можно ехать.
335.72км - слева у дороги родник,хорошая, вкусная вода.
337.44км - небольшой перевал
344.14км - пер. Тёр-Джайлоо,фото 18,затем спуск к одноимённой реке и за ней
ещё небольшой перевал.
352.87км - мост через р. Чон-Корумда, далее идёт подъём на небольшой перевал
и крутой спуск к р.Кебюк-Суу.
361.48км - мост через р. Кебюк-Суу. Немного не доезжая до моста (100-200м) влево
уходит дорога, вверх вдоль реки, в пос. Суусамыр. Основная дорога идёт за мостом
вправо и начинает плавно подниматься траверсом к небольшому пер. перед пос.
Сары-Камыш (Бирлик).
362.31км - слева у дороги родник с вкусной, хорошей водой.
Итого за день : 42.77 км. чхв - 5:10 Ср. скорость движения 8.3 км/ч. Общ. набор высоты 1391 м.
Фото 17 : участок подъёма на пер. Тёр-Джайлоо (Тёр-Джайлак). |
Фото 18 : пер. Тёр-Джайлоо.
|
Фото 19 : пер. перед пос. Сары-Камыш. |
Фото 20 Место ночёвки на пер. Сары-Камыш. Внизу виден
одноимённый посёлок
|
7. 29.07 2008г
370.35км - пер. перед пос. Сары-Камыш, фото 19 .Справа у дороги щит с информацией
про урочище Сары-Камыш (на кыргызском языке)
378.35км - мост через р. Сары-Камыш, за мостом в 30-40м перекрёсток, нам вправо
(вниз, вдоль реки), далее идёт очень сложная глинистая дорога, фото 22.
378.54км - развилка, нам вправо, вниз на мост через речку.Затем немного дальше
дорога по мосту снова переходит на левый берег.
380.15км - далее дорога идёт по руслу мутного ручья и начинается подъём по очень
сухому и жаркому ущелью на пер. 1874 м , фото 23 385.23км - пер. 1874м, сверху
перевала идёт труба, по которой течёт чистая холодная вода. С правой стороны
есть небольшая ванна, где можно искупаться, фото 24 .
386.93км - брод через р. Котур-Суу, фото 25.
388.81км - брод через р. Котур-Суу, через 0.5км ещё один брод.
390.07км - брод через приток р. Котур-Суу.
394.15км - выезд к реке Кёкёмерен, Вправо уходит слабая грунтовая дорога, там
есть отличные места для отдыха, ночёвки и даже есть небольшой пляж.
398.35км - брод через приток р. Кёкёмерен, вода для питья не годится,фото 26.
403.54км - брод через ручей.
409.74км - мост через р. Кичи-Джоташ. Поднявшись вверх по течению 500м встали
на ночёвку.
Итого за день : 39.39 км. чхв - 4:32 Ср. скорость движения 8.8 км/ч. Общ. набор высоты 898 м.
Фото 21 : участок трудного спуска с пер. Сары-Камыш в посёлок (глиняная пыль и крупные камни). |
Фото 23 : участок дороги за пос. Сары-Камыш, начало подъёма на пер. 1874м. |
Фото 24 : пер. 1874 м, по трубе над головами течёт холодная родниковая вода. |
.Фото 25 : брод через р. Котур-Суу. |
|
|
Фото 27 : участок дороги вдоль р. Кёкёмерен
|
Фото 28 : дорога вдоль р. Кёкёмерен вся состоит из крутых
подъёмов и спусков.
|
8. 30.07 2008г.
411.57км - пос. Кызыл-Курган, есть магазин-киоск с минимальным набором продуктов.
Хлеба и лепёшек нет. Вода есть только в колонках по посёлку.
412.49км - мост через р. Кёкёмерен.
413.07км - Т-образный перекрёсток в пос. Табылгаты, нам влево, дорога уходит
на небольшой перевал.
417.99км - небольшой перевал.
420.54км - Т-образный перекрёсток. Главная дорога уходит влево в пос. Чаек,
нам вправо на пер. Чемынды. Примерно через 1км шлагбаум Далее дорога постепенно
ухудшается переходя в грунтовую.
427.93км - пос. Дюнгюрёмё (несколько домов).
432.55км - брод через р. Чемынды, фото 33
434.12км - брод через р. Чемынды,
фото 34.
436.80км - следующий брод через р. Чемынды, фото 35.
440.37км - пос. Чемынды.Посёлок отсутствует вообще, на его месте только остатки
каркасов от палаток и большие ровные поляны.Видимо пастухи живут здесь весной
и осенью. Мы устраиваемся тут на ночёвку (отличное место-рядом бежит чистая
речка,зелёная трава, тяньшаньские ели), фото 37.
Итого за день : 30.63 км. чхв - 3:50 Ср.скорость движения 7.9 км/ч. Общ. набор высоты 1013 м.
Фото 31 : участок дороги перед пос. Дюнгюрёмё. |
Фото 32 : цветные скалы сразу за пос. Дюнгюрёмё
|
Фото 34 : брод через р. Чемынды |
.Фото 35 : опять брод, река Чемынды.
|
Фото 36 : участок дороги между пос. Дюнгюрёмё и пос.
Чемынды.
|
Фото 37 : ночёвка в пос. Чемынды (нежил.)
|
9. 31.07 2008г
Далее от посёлка начинается конская тропа вверх по руслу р. Чемынды. Тропа
характерна очень быстрым набором высоты, большим
количеством бродов по каменистому руслу (до десяти на 1км) и просто трудно проходима
по крупным камням. Об этом можно судить по фотографиям 38 - 45. Далее тропа
переходит на правый (орографический) берег и идёт до слияния двух речек. Затем
тропа переходит на левый берег по мостику из трёх брёвен и поднимается вверх,
вдоль левого (орограф.) притока до стоянки пастухов (80-100м).
444.35км - место полуднёвки и ночёвки
(на этот день здесь была запланированна днёвка). Домик местного пастуха в данный
момент оказался свободным,фото 46.
Итого за день : 3.98 км. чхв - 1:12 Ср. скорость движения 3.3км/ч. Общ. набор высоты 359 м.
Фото 38 : в этом случае очень удобен пешеходный рюкзак. Фото 40 : участок тропы идёт просто по реке . |
Фото 39 :Фото 44 : в начале ущелья тропа становится положе |
Фото 41 : участок тропы круто набирающей высоту.
|
Фото 42 : участок усложняющийся крутизной подъёма и
сыпучей щеб. под ногами.
|
Фото 43 : перед входом в ущелье тропа идёт просто по
крупным камням.
|
Фото 44 Теснина, тропа идет по реке, во время дождя
здесь не пройдешь
|
Фото 45 : на выходе из ущелья ожидает тропа по руслу
речки и завал из брёвен, веток, и крупных камней.
|
Фото 46 Ночевка на крыше стойбища
|
10. 01.08. 2008г
От домика пастуха тропа уходит по правому (северо-западному) ущелью вдоль русла
сухого ручья, фото 47. Далее тропа опять забирает вправо и крутым серпантином
уходит вверх на перевал Чемынды.
446.98км - пер. Чемынды, фото 48 . За перевалом спускаемся вдоль русла сухого
ручья по левой (орогр.) стороне до заброшенной стоянки пастухов.Затем переходим
через ручей на правую сторону. Далее тропа идёт по правой стороне. По дороге
встречается несколько палаток пастухов, возле них уже есть мобильная связь "Бител".
453.85км - начало подъёма на небольшой, но сложный перевал перед пос. Дёдёмёль
(тропа в обход прижимов р. Чемынды).
455.12км - мини перевал, за ним следуют ещё несколько небольших подъёмов и спусков
по сложной тропе, есть места где мы перетаскивали велы по двое через крупные
камни. Вот один из них,фото 51
456.54км - место ночёвки перед спуском в пос. Дёдёмёль,
фото 52.
Итого за день : 12.19 км. чхв - 3:32 Ср. скорость движения 3.5км/ч. Общ. набор высоты 433 м.
Фото 47 : тропа ведущая от домика пастуха на пер. Чемынды. |
Фото 48 : пер. Чемынды.
|
Фото 49 : участок спуска с пер. Чемынды в пос. Дёдёмёль,
участок снежника
|
Фото 50 : участок подъёма на мини перевал перед пос.
Дёдёмёль.
|
11. 02.08 2008г
От места ночёвки идёт не длинный, но очень крутой спуск по пыльной тропе,
с множеством "живых" камней.
458.55км - тропа переходит в грунтовую дорогу, ведущую в пос. Дёдёмёль.
460.30км - магазин в пос. Дёдёмёль (очень скудный выбор продуктов : чай, сахар,
макароны, печенье и т.д.,хлеба нет).
460.80км - Т-образный перекрёсток (выезд на дорогу Казарман-Нарын), нам влево,
указатель пос. Дёдёмёль на выезде, фото 53.
469.84км - родник, слева от дороги, на спуске, его вода течёт через дорогу.
Следует запастись питьевой водой, далее только речки, до подъёма на пер. Кара-Коо
(Нарынский) и очень жаркая долина.Несколько небольших перевалов.
475.52км - мини перевал.
480.73км - р. Каинды, чистая прозрачная вода, под мостом отличные ванны для
купания.
482.58км - небольшой перевал, за ним идёт затяжной спуск по серпантину к р.
Чон-Киндык.
490.33км - р. Чон-Киндык, вода относительно чистая, но для купания река мелкая.
Вокруг реки много деревьев, есть поляны для отдыха или ночёвки. Далее начинается
затяжной подъём на пер. Кара-Коо.
499.84км - место ночёвки.Справа у дороги остатки какого-то сооружения (возм.остатки
авт.остановки), за ним в 100м, по тропе, есть родник.
Итого за день : 43.3 км. чхв - 4:28 Ср.скорость движения 9.8км/ч. Общ. набор высоты 951 м.
Фото 53 : пос. Дёдёмёль .
|
Фото 54 : место ночёвки перед пер. Кара-Коо.
|
12. 03.08 2008г
506.48км - пер. Кара-Коо (Нарынский), фото 55. За перевалом идёт очень затяжной
спуск в пос. Кёк-Джар, со сбросом высоты почти в тысячу метров и крутыми поворотами
по сыпучей щеб. дороге, фото 56
531.14км - пос. Кёк-Джар, есть два магазина-киоска со скромным ассортиментом.
Хлеба и лепёшек нет.
534.50км - выезд из пос. Ак-Кыя, фото 57. Далее небольшой подъём и дорога спускается
к р. Нарын и идёт вдоль неё.
539.84км - справа от дороги (50-70м) артезианская скважина.Труба,метровой высоты
видна среди деревьев.Вода питьевая, вкусная.
551.04км - Т-образный перекрёсток, нам влево. В 50м от поворота указатель пос.
Куртка (Джаны-Талап),фото 59.
553.90км - пос. Куртка, влево уходит дорога в центр посёлка где в 700-х м есть
хороший магазин. Пополнив запас продуктов, возвращаемся на дорогу и едем к пер.
Молдо-Ашуу.
572.10км - место ночёвки на р. Куртка, перед перевальным взлётом на пер. Молдо-Ашуу,
фото 60. Вода в реке слегка мутная ,но для готовки годится.
Итого за день : 72.26 км. чхв - 5:30 Ср. скорость движения 12.8км/ч. Общ. набор высоты 1039 м.
Фото 55 : пер. Кара-Коо .
|
Фото 56 : спуск с пер. Кара-Коо.
|
Фото 57 : указатель на выезде из пос. Ак-Кыя. |
Фото 58 : спуск в долину р. Нарын.
|
Фото 59 : пос. Куртка (указатель на въезде).
|
13. 04.08 2008г
В месте где дорога резко уходит вправо от реки (начало пер. взлёта) стоит набрать
питьевой воды из речки - далее вода есть только за перевалом и то в ручьях текущих
с пастбищ.
591.10км - пер. Молдо-Ашуу, фото 63 .
595.82км - развилка,влево уходит дорога на пер.Кара-Кече, нам прямо.
626.45км - развилка перед мостом через р.Сонг-Кёль, нам вправо на пер.Терскей-Торпо,
фото 65.
633.48км - пер. Терскей-Торпо,фото 67.Сразу за перевалом идёт крутой опасный
спуск,по сыпучей щеб.дороге, с множеством крупных
камней и крутыми поворотами, Фото 68 : крутой спуск-серпантин с пер.Терскей-Торпо.Внизу
видна р.Сонг-Кёль, возле неё по окончании серпантина влево уходит накатанная
грунтовая дорога, там есть отличные места для отдыха и ночёвки,а если поднятся
по тропе вверх по реке , там есть водопад.
638.55км - место ночёвки на р. Сонг-Кёль, ниже пер. Терскей-Торпо,фото 69.
Итого за день : 66.45 км. чхв - 6:20 Ср. скорость движения 10.5км/ч. Общ. набор высоты 1405 м.
Фото 61 : начало крутого подъёма на пер. Молдо-Ашуу |
Фото 62 : до пер. Молдо-Ашуу осталось 2км, сзади виден подъём серпантин на перевал. |
|
|
Фото 64 : участок дороги вдоль оз. Сонг-Кёль (само озеро, слева в 2-3-х км). |
Фото 66 : участок подъёма от оз. Сонг-Кёль на пер. Терскей-Торпо. |
Фото 67 : пер. Терскей-Торпо.
|
Фото 68 : крутой спуск-серпантин с пер.Терскей-Торпо.Внизу видна р.Сонг-Кёль, возле неё по окончании серпантина влево уходит накатанная грунтовая дорога, там есть отличные места для отдыха и ночёвки, а если поднятся по тропе вверх по реке, там есть водопад. |
14. 05.08 2008г
644.34км - развилка равнозначных дорог,нам влево на мостик, фото 70.
655.90км - пер. 3013м, фото 72.
662.85км - мост через речку, дорога за мостом значительно улучшается.
665.17км - небольшой перевал.
670.08км - выезд на трассу Балыкчи-Нарын, начало асфальтовой дороги, едем вправо
на Нарын. Дорога - затяжной пологий спуск по разбитому асфальту. Ближе к Нарыну
асфальт становится совсем плохой (наплывы, глубокие колии, местами много ям).
682.21км - слева от дороги хороший родник, со скульптурой Архара.
686.30км - пос. Оттук, есть магазины с хорошим выбором продуктов.
693.20км - мост через р. Он-Арча.Вода в реке мутная, не пригодная для питья.
708.24км - развилка перед городом Нарын, есть указатель. Влево на объездную,
мы едем вправо, через центр города.
709.12км - место ночёвки перед городом Нарын, на заброшенном ипподроме. Через
дорогу в небольших овражках есть родник, но местные предупредили, что воду нужно
кипятить.
Итого за день : 70.57 км. чхв - 4:38 Ср. скорость движения 15.4км/ч. Общ. набор высоты 808 м.
Фото 70 : развилка, нам влево на Нарын |
Фото 71 : участок подъёма на пер. 3013м. Над головами, вдалеке, виден сам перевал |
15. 06.08 2008г
713.42км - мост через р. Нарын, практически въезд в город.Сразу за мостом Т-образный
перекрёсток с памятником, нам влево в центр города, фото 73.
717.21км - телеграф и междугор.телефон, есть большой базар, магазины.
719.02км - Автовокзал.
719.52км - кольцо, слева подходит объездная из Балыкчи, вправо идёт трасса на
Китай, нам прямо и чуть левее вверх, вдоль р. Нарын, к пос.Алыш. Возле кольца
есть хорошая СТО, где помогают с ремонтом велосипедов (нам помогли с ремонтом
багажников).
733.52км - пос. Алыш, на въезде в посёлок асфальт становится значительно хуже,
а за посёлком переходит в гравийную дорогу, сложную для езды (крупная щебёнка).
735.18км - окраина пос.Алыш,начало гравийной дороги.
748.90км - пос. им.Калинина (Орток), есть маленький магазин-киоск без вывески.
760.22км - мост через р. Нарын (место слияния рек Нарын и малый Нарын).
763.82км - пос. Эки-Нарын, есть небольшой магазин со скромным набором продуктов,
но есть всё необходимое, кроме лепёшек и хлеба (хлеб лучше покупать в Нарыне).
Далее отъехав от посёлка 5км встали на ночёвку.
768.97км - место ночёвки практически возле дороги, не далеко от моста через
безымянную речку,фото 75.
Итого за день : 59.85 км. чхв - 4:40 Ср. скорость движения 12.9км/ч. Общ. набор высоты 571 м.
Фото 73 : памятник на въезде в гор. Нарын. |
Фото 74 : участок дороги между пос.Орток и пос.Эки-Нарын. |
16. 07.08 2008г
772.69км - мост через р. малый Нарын, далее начинаются живописные места ущ.
Капчыгай.
773.77км - справа отличная поляна для ночёвок.
774.63км - слева от дороги маленькое чистое озеро
776.43км - мост на левый (орогр.) берег р. Малый Нарын, фото 77.
778.27км - справа приток р. Малый Нарын, есть поляны для отдыха и ночёвок.
782.52км - мост на правый (орогр.) берег р.М.Нарын.
783.13км - слева у дороги скульптура архара и чуть ещё левее видна железная
юрта и возле неё много хороших полян для отдыха.
783.87км - мост через приток р.М.Нарын.
784.82км - р. Бугулуу-Тёр, правый приток р.М.Нарын, вода мутная.Каньон поворачивает
на восток.
787.09км - мост на левый (орогр.) берег р. М.Нарын.
792.49км - мост через левый приток р. М.Нарын. Много ровных площадок для ночёвки
и отдыха (деревьев нет), вода в речке прозрачная, пригодна для готовки.
799.87км - пос. Орюк-Там, за ним мост на правый (орогр.) берег р. М.Нарын.посёлок
небольшой, магазинов нет.
810.80км - место слияния рек Болгарт и Джилангач, отсюда начинается р. М.Нарын.
817.95км - мост через р. Кара-Саз. Место ночёвки на берегу реки. Вода в реке
прозрачная, но годится только для готовки.
820.55км - мост через р. Кара-Гоман, вода очень мутная.
Итого за день : 48.98 км. чхв - 4:30 Ср. скорость движения 10.9 км/ч. Общ. набор высоты 949 м.
Фото 76 : участок дороги вдоль р. М.Нарын. |
Фото 77 : дорога по ущ. Капчыгай, чуть дальше виден
мост.
|
Фото 80 : дорога вдоль р. Болгарт |
Фото 81 : брод через р. Кашкасу.дорога в этом месте
смыта. Слева вдалеке видны строения вокруг гор. источника Джилу-Суу.
|
17. 08.08 2008г
825.65км - вправо уходит дорога на мост через р. Болгарт
854.69км - гор. источник Джилу-Суу.
871.07км - место ночёвки перед пер. Тосор, фото 84 .
Итого за день : 53.12 км. чхв - 5:05 Ср. скорость движения 10.5 км/ч. Общ набор высоты 731 м.
Горячие термальные ванны источника Джилу-Суу.
|
Фото 82 : дорога вдоль р. Учемчек (за горячим .ист. Джилу-Суу). |
|
|
Фото 83 :дорога вдоль р. Учемчек, между .ист. Джилу-Суу и пер. Тосор |
Фото 85 : брод через приток р. Учемчек. |
18. 09.08 2008г
876.11км - брод через правый приток р. Учемчек, фото 85.
877.02км - брод , слева от дороги , в 50-ти метрах виден 7-8 м. водопад.
880.96км - брод через ручей.
885.12км - вправо уходит дорога на пер. Керегеташ.
889.51км - пер. Тосор, фото 88 .Сразу за перевалом начинается сложная дорога
по крупным камням. Вокруг очень красиво (ледники,каменные завалы и осыпи).
912.74км - брод через правый приток р. Тосор.Вода выше колена, но течение не
слишком быстрое, фото 93.За бродом домик и шлагбаум (граница заповедника).
924.75км - Т-образный перекрёсток, выезд на асфальтовую дорогу ведущую вокруг
оз. Иссык-Куль, сворачиваем влево в сторону г.Боконбаево. Возле перекрёстка,
слева есть кафе, цены вполне приемлемы.
930.47км - место ночёвки и днёвки на берегу оз. Иссык-Куль. К сожалению из-за
дымки не виден противоположный берег, фото 94.
Итого за день : 59.40 км. чхв - 5:00 Ср. скорость движения 11.9 км/ч. Общ. набор высоты 682 м.
Фото 88 : пер. Тосор |
Фото 89 Начало спуска с пер. Тосор |
Фото 90 участки спуска с пер. Тосор к оз.Иссык-Куль |
Фото 93 : брод через правый приток р. Тосор
|
Фото 94 : место днёвки на берегу оз. Иссык-Куль
|
Фото 95 : гор. Боконбаево |
19. 10.08 2008г - Дневка
20. 11.08 2008г
944.02км - пос. Хаджи-Сай, магазины.
954.89км - пос. Тон.
959.53км - гор. Боконбаево, (указатель на въезде), фото 95.
961.00км - почта, центр гор. Боконбаево. Окончание маршрута.
Итого за день : 30.53 км. чхв - 1:47 Ср.скорость движения 17.3 км/ч. Общ. набор высоты 237 м.
Итого в зачет велопохода: = 961 км. Чистое Ходовое Время (ЧХВ) = 83.52; Ср.скорость движения 11.5 км/час; Общий набор высоты за весь поход = 17,357 м. Километраж указан по маршруту, за вычетом съездов с маршрута на ночёвки, в магазины, за водой и т.д. По Украинским нормативам >>Посмотреть нормативы>> велопоход соответствует 5-й к\с
Далее велосипедами до гор. Балыкчи (Рыбачье) - 94км , с одной ночёвкой на оз. Иссык-Куль. Всего по маршруту 1055 км. = за 21 день В Балыкчи сели на поезд Балыкчи - Бишкек.
3.3. Меры безопасности на маршруте:
Изучив имеющиеся сведения об этом регионе и приняв их во внимание, были приняты
следующие меры. Для лучшей акклиматизации первые три дня были запланированы
по асфальту, с небольшим углом подъёма и не слишком большой высотой перевалов
(самый высокий был оставлен на окончание похода - пер. Тосор 3893м). Учитывая
климатические и погодные условия были продуманы снаряжение и оборудование. Взята
одежда как на жару так и на возможные 0 - -- 5°С. Обязательно взяты каски, перчатки,
солнцезащитные очки, крепкая горная обувь (кроссовки, ботинки). Тщательно подготовлена
техника, но слабым местом оказались багажники, уже проверенные в походах.
На
спусках двигались с безопасной дистанцией 20-30 м, не превышая скорость 25-35
км/ч .
На сложных горных участках и тропах группа шла пешком. При выезде на асфальт
и в населенных пунктах обязательно выполня- лись все требования правил дорожного
движения. Взято за правило - движение колонной в пределах видимости друг друга.
Тщательно выбирались места ночёвок : удалённость от населённых пунктов, наличие
воды, возможность камнепадов, метеоусловия, защита от ветра и т.д. Соблюдая
эти и другие предосторожности удалось пройти поход всем участникам без падений,
травм и серьёзных поломок.
4.Итоги путешествия, выводы, рекомендации
Подводя итог пройденного маршрута можно сказать, что он оправдал все наши ожидания
и с точки зрения красот, и достопримечательностей, и как достаточно тяжёлый,
спортивный поход. Началом похода удачно был выбран г. Кара-Балта и последующие
несложные асфальтовые пер. Тёо-Ашуу и Ала-Бель - проявлений горной болезни не
было. Далее нас ожидали запланированные достопримечательности: затяжной спуск
по ущ. р. Чычкан, заросшему тяньшаньской елью, большой кыргызский каньон на
р. Кёкёмерен, заповедник на р.Чемынды (местные называют его Швейцарией) с множеством
мелких водопадов, есть "Красная река", небольшое ущелье и много тяньшаньской
ели (далее идёт пешеходный перевал Чемынды, поэтому предпочитающим только езду,
стоит вернуться на дорогу Кызыл-Курган - Чаек). Красив подъём на оз. Сонг-Кёль
через пер. Молдо-Ашуу, а само озеро не впечатлило. На спуске с оз. Сонг-Кёль,
через пер. Терскей-Торпо есть небольшой водопад (см. тех. описание). Очень понравилось
ущелье Капчыгай на р. Малый Нарын. Стоит посетить горячий источник Джилу-Суу
(100 сом с человека). И наверно наилучшее окончание этого похода - отдых на
оз. Иссык-Куль.
По организации похода: гражданам Украины для посещения Кыргызстана необходим
загран. паспорт (в отличие от россиян), регистрация въезжающих в страну отменена
в 2007г. Возникла проблема обратных билетов: на Украине их просто не продают,
в Москве их не оказалось, а в Кара-Балте их удалось купить только на поезд кыргызского
формирования, со станции Кара-Балта и несколько дороже (за счёт сбора на заказ-25
сом, за присутствие юриста кыр гыза на поезде-250 сом и сама стоимость плацкарты
больше - это на одного человека).
Разница во времени с Украиной - 3часа, с Москвой - 2часа, но все поезда ходят
по московскому времени. Перевозка велосипедов бесплатна, за счёт нормы ручной
клади - (до 36 кг), но лучше иметь с собой выписку из правил (даже на цифровом
фотоаппарате - нам помогло). Не стоит провозить с собой в поезде газовые баллоны,
спирт и т.д. - этим всё время интересовались милиция и таможенники, но обошлось
без обыска.
При прокладывании маршрута стоит учесть преобладание западных ветров
(нам эти ветра помогали). Стоит учесть некоторую неточность карт : спрямление
многих серпантинов, что влечёт за собой увеличение километража и относительную
ровность по горизонталям (постоянные подъёмы - спуски), получается большой набор
высоты.
Для приготовления пищи лучше использовать мультитопливные горелки или
бензиновые, бензин есть практически во всех крупных посёлках и городах (но качество
сильно отличается). Кое-где можно готовить на дровах (ущ. р. Чычкан, ущ. р.
Кёкёмерен - пер. Чемынды, п.Куртка - пер. Молдо-Ашуу, ущ. Капчыгай и др.). Продукты
лучше приобретать в городах или крупных посёлках. В Кара- Балте есть супермаркеты
с хорошим выбором продуктов. В Токтогуле и Нарыне много магазинов, но везде
не забывайте смотреть дату годности. В посёлках магазинов может не оказаться
или будет очень малый выбор продуктов(наличие магазинов см. в тех. описании).
Хлеб и лепёшки были только в Кара-Балте, Токтогуле, Нарыне и Боконбаево (продавать
хлеб не хотят, но могут угостить). Очень удобно питаться в кафе - это экономия
времени и средств. Договариваясь о чём-то или покупая не забывайте сначала узнать
цену, чтобы избежать курьёзных ситуаций и переплаты (восток дело тонкое). Валюта
: лучше брать с собой русские рубли, они пригодятся и в поезде и легко меняются
в обменниках.
По снаряжению : стоит обратить внимание на багажники, у нас они оказались
слабым местом ( хотя и были проверены в походах). Желательно предусмотреть крепления
на рюкзак для переноски на спине или взять отдельный рюкзак на плечи (это и
пешеходные участки, и броды, и в случае поломки багажника - возможность добраться
до ремонта). Стоит учесть, что в посёлках нет сварки, а иногда и инструмента
( в г. Нарын на СТО дырки в 3-х мм железной пластине на стойку багажника слеса-ря
пробивали с помощью пробойника и кувалды - дрели у них не оказалось).
Обязательно стоит взять 1-2 покрышки, запасные спицы и камеры. Желательно взять
светлую х/б одежду закрывающую руки и ноги (защита от ультрофиалета), крепкие
горные ботинки или кроссовки. Местное население зачастую просит сувениры (чаще
дети), сигарету или водки (чаще взрослые), или просто денег на выпивку. Будьте
к этому готовы.
Если вам необходимы карты Кыргызстана их можно приобрести в мага- зине
Картографии, в г. Бишкек на ул. Киевской 107(это не далеко от ж/д вок-зала).
Есть вся Кыргизия 2-х и 10-ти километровки по 4 дол. за штуку .
5. Приложения
5.1. Перечень снаряжения (группового)
- палатки - 2 шт, 2-х местные ;
- котлы - 2 шт, 2,5л и 3,0л ;
- трос-замок - 1 шт, 1,5м ;
- тент полиэт.для велосипедов - 1шт, 3х4м ;
- топор - 1шт, ;
- пила - цепочка - 1шт, ;
- мультитопливная горелка - 1шт,
Общий вес : 12,5 кг
5.2. Содержание аптечки :
- бинт стерильный - 2 шт ;
- бинт не стерильный - 2 шт ;
- вата медицинская - 200 г ;
- настойка йода 5% - 50 мл ;
- перекись водорода - 50 мл ;
- лейкопластырь - 1 рулон ;
- пластырь бактерицидный - 20 шт (разные) ;
- марганцовка - 20 г;
- покрывало (теплозащ.фольга) - 1 шт ;
- ножницы - 1 шт ;
- жгут - 1 шт ;
- левомицетин - 1 упак. ;
- отинум - 1 упак. ;
- маалокс - 1 упак. ;
- эфиролган - 1 упак. ;
- сорбекс (актив. уголь) - 2 упак. ;
- либексин - 1 упак. ;
- сиган - 1 упак. ;
- но-шпа - 1 упак. ;
- дип-хит - 1 тюбик ;
- градусник - 1 шт ;
- супродин (витамины) - 1 упак.
Общ. вес аптечки : - 1,2 кг
5.3. Содержание ремонтного набора:
- ключи рожковые , комплект - 1 шт ;
- ключи торцевые , комплект - 1 шт ;
- съёмники , комплект - 1 шт ;
- набор шестигранников и отвёрток - 1 шт ;
- лопатки монтировочные - 3 шт ;
- ключи разводные - 2 шт ;
- спицевой ключ - 1 шт ;
- хлыст (фиксатор звёздочек) - 1 шт ;
- выжимка цепи - 1 шт ;
- покрышки ( 26 и 28 дюймов) - 2 шт ;
- педали - 2 шт ;
- передняя втулка с эксцентриком - 1 шт ;
- задняя втулка с эксцентриком - 1 шт ;
- тросики переключения и тормозные - 4 шт ;
- болты, гайки, шарики - набор ;
- задний переключатель - 1 шт ;
- цепь - 1 шт ;
- смазка жидкая и густая - 100 гр ;
- тормозные колодки - 8 шт ;
- велоаптечка в наборе - 1 шт ;
- изолента - рулон .
Общий вес рем. набора : 5 кг.
Примечание : спицы, запасные камеры и насосы взял каждый участник в зависимости
от типа велосипеда.
Произошедшие в походе поломки :
- 11 проколов и пробоев камеры ;
- 1 покрышка протёрлась по ободу ;
- 7 раз ломались стойки богажников ;
- от жары полностью вытекла смазка с одной стороны в задней втулке
Shimano Deore (узнали по скрипу) ;
- лопнули 3 спицы (задние колёса).
5.4. Смета расходов на поход (на одного человека) :
Билеты, поезд (плацкарт) Днепропетровск - Москва 270 грн.
Билеты, поезд (плацкарт) Москва - Бишкек 608 грн.
Расходы на питание 380 грн.
Билеты, поезд Балыкчи - Бишкек 16 грн.
Билеты, поезд (плацкарт) Бишкек - Москва 775 грн.
Билеты, поезд (плацкарт) Москва - Днепропетровск 280 грн.
Телеграммы 8 грн.
Итого на поход (на 1 чел.): = 2337 грн.
Курс валют на момент похода:
1 руб. - 1.5 сом ; 1 руб. - 0,19 грн. 1 дол. - 4.7 грн.
5.7. Литература :
1. Карты М. 1 : 200 000 ГКГС Кыргызской республики, Госкартография 2007 г. , г. Бишкек ,ул. Киевская 107 .
2. Карты Генштаб М. 1 : 1 000 000 , 1 : 100 000 , 1986 г.
3. Вимоги до складання звіту про спортивний туристський похід, Інформаційно - методичний збірник № 3, м. Київ , 2002р.
4. Интернет - отчёты конкурса " Путь 2006 - 2007г."